Лагуна - Форум для общения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О мировоззрении

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Чтобы разобраться со структурой мировоззрения и какой  люди в разное время вкладывали смысл в это слово я попытался углубить свои знания в этом направлении.

За время развития человечества люди выделяли несколько типов мировоззрения :мифологическое, религиозное, философское и гуманистическоеи обыденное.

Самым древним типом являлось мифологическое мировоззрение переданное нам в виде мифов, сказаний преданий, где скапливалась мудрость предыдущих поколений.
В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно–следственных связей.
Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.
Далее появились люди обобщившие этот опыт и создавшие свои учения ,где были отражены коренные вопросы всякого мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.).
На их основе были созданы мировоззренческие учения. Так родились религиозные течения основанные на вере в сверхъестественные силы.
Религиям в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей.
Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения.
Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
В конечном итоге было сформировано движение за общее религиозное мировоззрение .Об этом свидетельствует экуменизм и теософические общества, и эзотерика.
Параллельно с ним стало развиваться и философское мировоззрение. Оно формировалось как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.
Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения.
Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, в то время как в религии это невозможно.
Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико–познавательные предпосылки обусловленное уровнем развития общества.
Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании каждого современного человека в разных пропорциях.
Наше отношение к миру и к себе включает в себя знания в том числе :
житейское знание или обыденное мировоззрение, оно помогает человеку ориентироваться в обыденной жизни, строить карьеру, создавать семью, учится и общаться.
Оно опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.
— научное знание или научное мировоззрение, позволяет осмысливать факты, экспериментировать добиваясь их подтверждения и строить теории на основе выявленных закономерностей подтвержденных в экспериментах. Оно основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения.
 Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.
Кроме того наше взаимодействие с миром окрашено эмоциями, связано с чувствами, трансформировано страстями.
Например, человек способен не просто смотреть на природу, бесстрастно фиксируя ее полезные и бесполезные качества, а любоваться ею, или негодовать из–за создавшегося для него дискомфорта. Подумайте как люди воспринимают дождь. Одни радуются потому, что растения получили необходимую влагу и не надо их поливать, другие проявляют недовольство в связи с тем, что промокли и заболели.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, то следует отметить формирующееся гуманистическое мировоззрение.
Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, имеющей все права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя.
Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.
Можно также разделить мировоззрение на две составляющие :
— мироощущения т.е. рассматривать эмоционально — психологическую составляющую.
— миропонимание т.е. познавательно–интеллектуальную составляющую.

Практически у всех людей мировоззрение бывает смешенное и обыденное, и религиозное, и научное, и гуманистическое, и философское, и гуманистическое. Однако %–ное содержание этих видов в общем мировоззрении ( в убеждениях, в верованиях) каждого конкретного человека, может сильно отличаться от других людей. Также сильно может отличаться и эмоциональное отношение к каждому из них.
Если мы понаблюдаем внимательно за собой , то заметим в себе , что считаем правильным и верим в противоречивые, или же плохо стыкующиеся понятия.
Проще говоря наше мировоззрение состоит из тысяч не всегда взаимно увязанных, и не всегда стыкующихся, иногда даже противоречивых убеждений верований или наших правд. Поэтому и говорят , что личность любого человека субъективна и что мнение любого человека не соответствует истине, оно может лишь приближаться к ней.

0

2

Вот еще один вариант  структуры мировоззрения предлагаемое учеными специалистами.
Мировоззрение состоит из 4-х основных компонентов:

1. Познавательный компонент

Он базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Состоит из систематизированных результатов индивидуального и общественного познания ,стилей мышления народа и эпохи , а также конкретного сообщества к которому мы принадлежим.

2. Ценностно — нормативный компонент

Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не толь­ко в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные зна­ния, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то объекта, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе, формеру­ется в определенную их иерархию, на вершине которой находятся своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах.От того на какой иерархической ступени находится какая-то ценность  зависит и наше восприятие и наши субъективные оценки и получаемых нами знаний и наша оценка действий окружающих людей и взаимоотношений с ними. Из наших общих ценностей складываются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества.Поэтому эти нормы влияют на наши субъективные оценки любой получаемой информации, на  наши верования и убеждения. Как правило иерархия ценностей и социальных норм является своеобразным фильтром наших оценочных суждений и выводов. Однако как правило мы этого не осознаем. Хотя они сильно влияют на принимаемые нами решения и на наше поведение в обществе. Если мы не будем выявлять устаревшие ценности и изменять их иерархический порядок, то будем совершать не простительные ошибочные действия.
3.Эмоционально -волевой компонент
Для того, чтобы зна­ния, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение и превращение в личные взгляды, убеждения, верования. Необходима также выработка определенной психологической установки(намерения) и готовность действовать с соответствующими усилиями.То есть от того в каком мы на данный момент эмоциональном состоянии, на сколько мы мотивированы претворить в жизнь наши конкретные намерения.

4. Практический компонент
Мировоззрение — это не просто обобщенные знания, ценности, убеждения, установки, а еще и реальная го­товность человека соответствовать определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.

Но лично я бы, прежде всего разделил мировоззрение на 2 крупных раздела 1.Воззрение об окружающем мире  2. Воззрение о человеке.
Наши мысли-намерения , речь и физические действия теснейшим образом зависят от уровня наших знаний по любому вопросу (насколько они близки к истине , или правильнее сказать близки к недостижимому совершенству)
Думаю все мы понимаем ,что уровень наших знаний, зависит не только от нас , но и от уровня знаний сообщества, в котором мы живем и от которого мы ,в большинстве своем , получаем свои знания.
Наверняка каждый из вас слышал поговорки « С кем поведешься ,от того и наберешься» или «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты»
Эти поговорки — своеобразные подсказки о необходимости каждому из нас серьезно относиться к кругу своего общения.

0

3

575239,2393 написал(а):

подсказки о необходимости каждому из нас серьезно относиться к кругу своего общения.

Я бы не сказал что надо обязательно серьёзно относиться к кругу, на мой взгляд чем проще тем лучше.
А вообще тут всё слишком умно и надо вникать но не всегда это хочется. ( это только моё мнение )

Подпись автора

------------------------------
С симпатией кто сам

0

4

575241,1122 написал(а):

Я бы не сказал что надо обязательно серьёзно относиться к кругу, на мой взгляд чем проще тем лучше.
А вообще тут всё слишком умно и надо вникать но не всегда это хочется. ( это только моё мнение )

Уверен что вы слышали поговорку что "Простота хуже воровства "Народ это заметил раньше, чем это определили современные ученые конитивисты после появления сложнейших инструментов., способных наблюдать за ростом нейронов и образованием их связей между собой. Именно рост нейронов свидетельствует о том что человек расширяет свои возможности когда получает новое знание т.е. напрягает (как в народе говорят) свои извилины. Не даром говорят, что на работу мозга тратится солидная часть энергии человека.

А теперь простите меня я продолжу ранее начатую тему...
Сегодня предлагаю поразмышлять о ценностях которыми руководствуется человек в своей жизни .
Предлагаю начать с уточнения смысла данного слова :
Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.
Какие виды жизненных ценностей существуют? Предлагаю перечень наиболее распространенных ценностей по группам.
1.Жизненные ценности:
— Истина
— Любовь
— Добро
— Свобода
— Благородство
— Красота
— Совесть
— Вера
— Надежда
— Самодостаточность
2. Универсальные ценности
— Жизнь
— Здоровье
— Семья
— Образование
— Право
3. Межличностные ценности
— Порядочность
— Честность
— Достоинство

4. Общественные ценности
— Трудолюбие
— Человечность
— Уважительность

С помощью ценностей человек осуществляет выбор своих намерений, своих решений и способов действия.
Ценности одновременно являются стимулами и мотиваторами поступков любого человека.
Ценности человека могут меняться в течении жизни . Основной причиной изменений  их ценностей может быть внешнее влияние окружающих людей.
Влияние осуществляют люди друг на друга с помощью различных идей . Это становится возможным из-за каких-либо страхов, например лишиться каких-либо возможностей, попытки уйти от ответственности за свои действия, или наоборот из-за желания добиться для себя чего-либо большего и т.д.
Именно поэтому у каждого из нас появляются двойные стандарты. А если вы обратите на них внимание и попытаетесь определить причину их появления , то обнаружите не стыковки своих верований или приоритетов в своих ценностях. Ведь у каждого из нас существует индивидуальная иерархия ценностей, которая может изменяется в различных ситуациях и при различных настроениях.
Не стыковки верований появляются и в следствии того , что мы часто попадаем в метальные (мысленные )ловушки, или на нас действуют психологические эффекты .  Мы будем рассматривать эти  ловушки влияющие на изменение нашего воззрения об окружающем нас мире в отдельной теме.

0

5

575250,2393 написал(а):

Уверен что вы слышали поговорку что "Простота хуже воровства

Мне больше нравиться - Всё гениальное просто -

Подпись автора

------------------------------
С симпатией кто сам

0

6

Практически все читатели учились в школе и других учебных заведениях, где очень подробно изучались вопросы связанные с воззрение об окружающей нас действительности и на мой взгляд очень слабо рассматривались вопросы связанные с воззрением человека. Только несколько лет назад я познакомился с с новым взглядом на эволюционную теорию, где эволюция природы рассматривалась рассматривалась с точки зрения интеллекта. Поэтому этому вопросу я уделю значительно меньше сообщений, чтобы уделить больше внимания другой теме Самосовершенствованию воззрения человека. А данную тему хочу продолжить публикациями сообщений об эволюции развития жизни на земле с точки зрения развития ИНТЕЛЛЕКТА, потому что читая размышления многих пользователей различных форумов я не замечал что они используют подобную точку зрения В основном используется точка зрения Дарвина, которая не особо приближает нас к изучению, что из себя представляет интеллект человека и как он образовался. Думаю это, в конечном итоге, приблизит нас к психологическим аспектам человека, которые мы будем более подробно обсуждать в новой теме «Самосовершенствование воззрения о человеке» т. е. о способах совершенствования каждого из нас, если захочется этим заниматься кому-либо из читателей осознавших ее важность и необходимость.

Отредактировано кофер (14-11-2023 09:37:33)

0

7

Это сообщение мне хочется начать с уточнения понятий что такое ИСТИНА и что такое ПРАВДА поэтому предлагаю посмотреть и поразмышлять над картинкой, которую я нашел в интернете.

https://i.imgur.com/9rdwQk2m.png

На данном рисунке показан предмет с трех точек зрения (3 проекции одного и того же предмета). В данном случае всего только три точки зрения. А теперь вообразите что вы будете рассматривать этот же предмет с отклонением точки зрения всего на 1 градус. В этом случае мы получим на каждом из трех экранов 180 картинок (образов этого клина). В общей сложности 540 разных картинок (образов). Есть более простые предметы например шар у которого смотрите вы хоть с миллиарда точек зрения, вы увидите только один образ, если на нем не будут какие-либо дефекты или нанесены какие-либо рисунки. А теперь представьте более сложные предметы даже в статическом состоянии. Вы можете получить многие тысячи образов этого предмета. Тоже касается объектов, которые трансформируются (изменяются) то образы этих объектов будут увеличиваться многократно до бесконечности. Проще говоря любой рассматриваемый предмет является ИСТИНОЙ, а вот точки зрения конкретных людей на него, будут (всего лишь) их ПРАВДАМИ в момент «здесь и сейчас». Проще говоря не существуют люди знающие истину, Есть только люди высказывающие правду в каждый конкретный момент времени. Существовали и существуют люди обобщающие разные ПРАВДЫ членов общества в единую. Таких людей как правило люди считают мудрецами.

0

8

Какова моя цель создания данной темы? Мне хочется поделиться с читателями мыслями связанными с необходимостью изменения мировоззрения каждого из нас. Ведь именно уровень мировоззрения каждого человека влияет на решения и наши конкретные действия.
Для начало давайте разберемся со смыслом слова самосовершенствование. Что оно означает?
Наиболее простой смысл слова самому развиваться, чтобы стать лучше. А когда человеку становится лучше? Когда он удовлетворяет свои потребности.
Для этого необходимо знать какие у человека могут быть потребности? Наверняка многие из вас отвечая на этот вопрос насчитают огромное количество своих потребностей. Но каждая из перечисленных вами потребностей имеет свой уровень важности.
А вы задумывались над этим? Какие из них наиболее важные? Многие могут сказать, что в разное время разные. Да. Но ведь многие умные люди размышляли над этим вопросом и разбили все потребности на группы. Почему бы не воспользоваться этими возможностями?
Большинство людей признают что, наиболее полно и точно структурированы потребности людей в иерархическом порядке в пирамиде Абрахама Маслоу

https://i.imgur.com/FGdnCeMm.png

К фундаментальным потребностям относятся физиологические потребности. Удовлетворение их необходимы этих потребностей необходимы для человека и всех живых существ. Без их удовлетворения человеку сложно думать о чем-то другом. Следующий вид потребностей по важности является потребность в безопасности.
Потребность безопасности связан с с уверенностью защищенности семьи, со стабильностью обеспечения физиологических потребностей, обеспечением комфортных условий проживания и работы.
Следующие не менее важные уровни видны на выше представленной картинке. Поэтому перечислять их не имеет смысла. Более подробно о них мы поговорим в следующих сообщениях.

0