Топливо подорожало и будет дорожать
Похоже, ни одна из структур, ответственных за ценообразование на топливном рынке и реально способных остановить рост стоимости горючего, не собирается этого делать.
Дело в том, что эти структуры, по сути, не заинтересованы в принятии реальных мер направленных на стабилизацию ситуации. Им проще и что гораздо важнее – выгоднее, перекидывая ответственность за повышение цен друг на друга.
Приводя при этом «объективные» доводы в пользу своей позиции, дискутируя о «высоких материях», обвиняя контрагентов в неразумных действиях. Судите сами.
Государство, конечно же, радея за «благо народонаселения» пеняет на нефтяные компании, которые без зазрения совести гребут деньги лопатой и погрязли в сверхприбыли.
Нефтяные компании со своей стороны отсылают алаверды государству, которое, по их мнению, ведет слишком агрессивную налоговую политику. В итоге полемика не угасает, а стоимость горючего неуклонно растет.
При этом народ, запутавшийся в аргументации и цифрах с большим количеством нолей, как водится в России, «безмолвствует», а как бы «эксперты» соревнуются в точности прогнозов, которые в данной ситуации весьма и весьма разнятся.
Так самые оптимистичные на текущий год дает вице-премьер России Аркадий Дворкович заверивший, что бензин подорожает лишь на 6-10%.
Средневзвешенных взглядов в будущее придерживается президент Союза нефтепромышленников Геннадий Шмаль, утверждающий, что стоимость возрастет, по меньшей мере, на 10%.
Ну а самые пессимистичные оценки грядущих «масштабов бедствия», пожалуй, у главы компании «ЛУКойл» Вагита Алекперова, заявившего, что нас ждет рост на 10-15%, и подорожание бензина до 37,5 рубля за 1 литр.
Одним словом как видите действительно абсолютно все участники топливного рынка: представители и власти и коммерческих структур преподносят нам увеличение цен как объективную неизбежность, от которой рядовому россиянину никуда не деться.
Впрок «горючки» не закупить, остаётся только готовиться к приближающемуся еще большему подорожанию. Да, да, именно еще большему, потому что процесс роста цен запущен и политической/экономической воли остановить его ни у кого нет. Все наоборот, стараются только форсировать развитие ситуации.
Причин подорожания несколько. Среди объективных, на которые практически невозможно повлиять, падение курса рубля и огромные затраты на модернизацию производственно-технической базы отечественных НПЗ в связи с переходом на выпуск топлива более высоких экологических классов.
Это оправданные (в достаточной степени) причины подстегивающие рост цен, однако, их влияние не столь велико. Гораздо сильнее на стоимость воздействует изменение налогов/акцизов и не совсем адекватные финансовые маневры на этом фоне.
Во-первых, одобренный Советом Федерации закон об индексации ставок акцизов на 2013-2015 годы (поправки в статью 193 Налогового кодекса РФ). Согласно этим поправкам ставки акцизов на бензин класса «Евро-4» в 2014 году поднимутся до 9,416 тысячи рублей (с 8,960 тысячи рублей во втором полугодии 2013 года), а в 2015 году вообще до10,358 тысячи рублей за тонну.
Акциз на бензин класса «Евро-5» соответственно до 5,750 тысячи рублей и 6,223 тысячи рублей; на дизельное топливо четвертого класса до 5,427 тысячи рублей (с 5,100 тысячи рублей во втором полугодии 2013 года) в 2014 г. и до 5,970 тысячи рублей в 2015 году; на дизтопливо пятого класса до 4,767 тысячи рублей и 5,224 тысячи рублей соответственно.
При этом с 1 января по 31 декабря 2014 года акциз на бензин, не соответствующий третьему-пятому классам, составит 10,100 тысячи рублей за тонну, с 1 января по 31 декабря 2015 года — 13,332 тысячи рубля.
На дизельное топливо, не соответствующее третьему-пятому классам, а также на дизельное топливо третьего класса акциз в 2013 году составлял 5,860 тысячи рублей за тонну, в 2014 году он уже стал 6,446 тысячи рублей, в 2015 году будет 7,735 тысячи рублей.
Во-вторых, есть еще такая штука как налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он будет планомерно увеличиваться и к 2017 году вырастет с 4700 (сейчас) до 5590 рублей за тонну.
Ну а третий момент – это весьма любопытный «налоговый маневр», предложенный Минфином и принятый в конце сентября прошлого года. Он заключается в том, что параллельно с ростом НДПИ будут постепенно снижаться экспортные пошлины.
Такое решение в Минфине назвали «безвыходным, но необходимым для бюджета». Однако чем это «безвыходное» решение чревато для российских автомобилистов?
Нетрудно догадаться что в подобной ситуации, как отмечает Вагит Алекперов, нефтяники будут компенсировать инвестиционную составляющую, что, безусловно, скажется на конечном потребителе.
Проще говоря, снижение экспортных пошлин, повысит привлекательность экспорта нефтепродуктов. В результате предложение на внутреннем рынке снизится, а стоимость приобретет тенденцию в направлении экспорта.
Сюда остается добавить то что в настоящий момент многие отечественные нефтяные компании приобрели НПЗ за рубежом и развернув активную деятельность за пределами родного отечества стали всерьез присматриваться к «среднеевропейским» ценам на топливо.
То есть выходит ситуация патовая из серии «низы не могут, верхи не хотят»? В определенной степени ответ утвердительный, но было бы ошибкой винить во всех бедах только неразумное госрегулирование или только зажравшихся нефтяников.
С одной стороны да, государство поднимает налоги и процентная доля прибыли предприятий топливного сектора сокращается, но в абсолютных величинах даже получаемые ими теперь 5-10% маржи это колоссальные деньги.
Посмотрите на роскошные офисы и обслуживающую их инфраструктуру – на перебивающийся с хлеба на воду бизнес нефтепереработка ох, как непохожа.
С другой стороны отсутствие конкуренции как таковой – независимых игроков в этой отрасли практически и нет, весь рынок контролирует 3-4 крупных корпорации – позволяет нефтяникам завышать цену, что влечет за собой логичное усилие госконтроля.
В итоге подобный порочный круг имеет единственное логическое следствие – рост стоимости топлива на заправках. И чтобы разорвать этот порочный круг надо в корне пересматривать всю организационную структуру нефтяной индустрии. В противном случае она просто задавит нас бесконечными подражаниями горючего.
Читать полностью: тут
Ну вот, началось и то ли ещё будет.