Форум для общения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для общения! » Наука. » Как устроена память


Как устроена память

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

Мы начинаем цикл статей о том, как устроена память и какие сюрпризы она может нам приготовить.
В первой статье — о том, как несложно внедрять в мозг ложные воспоминания и манипулировать правдой

Как устроена память. Часть 1: Вспомнить то, чего не было

Наша память живет своей отдельной жизнью, которая не всегда совпадает с реальностью. Кто не ловил себя на мысли, что любая история из прошлого со временем обрастает невероятным количеством деталей, а ее различные версии перестают сходиться? И дело тут не только в нашей природной склонности к хвастовству и кичливости. Отчасти виновницей всего этого безобразия является наша собственная память. По правде говоря, мы даже не можем быть уверены в том, что наши воспоминания действительно принадлежат нам.

Звучит удручающе, но это так. Недавно команда американских ученых опубликовала статью о внедрении ложных воспоминаний. Они провели въедливый мегаанализ, собрав в нем практически всю имеющуюся научную информацию о внесении фальшивых воспоминаний. На выходе получилось грандиозное обобщение восьми независимых обзорных статей, в каждой из которых рассматривались данные множества научных работ.

Результат обескураживает. Почти в половине случаев (в 46,1%) ученым удавалось внедрить ложные воспоминания в память подопытных. Испытуемые в той или иной степени соглашались с рассказами о событиях из их жизни, которые на деле никогда не происходили. А зачастую подопытные даже детально описывали вымышленные ситуации.

Мы привыкли верить, что память — самое постоянное и сокровенное, чем мы владеем. Предметы, лица, события появляются и исчезают. Но мы уверены, что все пережитые моменты будут записаны в памяти, как сцены нашего детства в видеоархиве родителей. Если мы хотим вернуться в прошлое, нам достаточно лишь вспомнить его. Тут-то мы себя и обманываем. На деле «вспомнить» может мало чем отличаться от «придумать», а имплантация фальшивых воспоминаний извне давно уже стала делом техники.

Иллюзия памяти

Вряд ли кто-то в мире знает о феномене ложных воспоминаний больше, чем профессор университета Калифорнии Элизабет Лофтус. Более 40 лет исследований механизмов памяти принесли ей известность ведущего эксперта по ложным воспоминаниям в мире. Захватывающее и яркое описание ее научного пути можно найти здесь.

В одной из своих первых академических работ Лофтус изучала влияние характера вопроса на воспоминания человека о произошедшем. Так, если после просмотра видео с автоаварией у зрителей спрашивали, с какой скорость двигались врезавшиеся (smashed) друг в друга автомобили, то зрители давали большую оценку скорости, по сравнению с теми, кто услышал, что автомобили столкнулись (collided) или ударились (hit). Сама форма того, как мы обращаемся к памяти, влияла на ее воспроизведение. Примерно в то же время Лофтус начала выступать в качестве эксперта по достоверности свидетельских показаний на судебных заседаниях. На сегодняшний день Лофтус поучаствовала в более чем 250 судебных разбирательствах. В ходе этой непростой работы и проведения параллельных опытов на добровольцах она убедилась в том, что показания очевидцев могут быть подвержены влиянию самых разных обстоятельств. Содержащаяся в памяти информация легко смешивалась, путалась и вытеснялась вновь пришедшей.

Получается, что память динамична, и, влияя на наши решения, она сама легко искажается под действием новых впечатлений и опыта. Даже просто размышляя о прошедшем, мы изменяем нашу память о нем. Впав в высокопарность, можно даже заявить, что она похожа вовсе не на камень с высеченным рельефом (как принято думать), а на мягкую податливую глину, мнущуюся при каждом касании. При этом, как мы только что узнали, одним из самых мощных средств внедрения ложной памяти является наше собственное воображение. Грань между «вспомнить» и «придумать» оказывается исчезающе тонкой.

Пожалуй, наиболее захватывающий этап в карьере профессора Лофтус начался на заре 90-х. В это время ее заинтересовали подозрительно многочисленные случаи судебных исков о сексуальных домогательствах. Зачастую обвиняющей стороной были женщины, внезапно вспомнившие о преступлении, произошедшем в их детстве — многие годы, а то и десятилетия назад. Самое интересное заключалось в том, что изрядная часть таких воспоминаний происходила на приеме у психотерапевта. Могло ли влияние психотерапии спровоцировать появление ложных воспоминаний? Лофтус начала свое расследование.

Оказалось, что психотерапевты в обязательном порядке спрашивали пациентов о детских травмах, связанных с насилием, а популярные книги по психологии приводили целые списки потенциальных симптомов, характерных для жертв растлителей. Если возможная жертва и не помнила самого факта случившегося, ей предлагалось представить, как и при каких обстоятельствах ее могли домогаться. Тут и могла скрываться разгадка. Львиная доля воспоминаний о сексуальном насилии просто могла быть имплантирована в память при чтении книг, посещении психотерапевтов или специализированных групп самопомощи. Лофтус оставалось только подтвердить эту догадку экспериментально: попытаться самой внедрить ложное воспоминание в сознание человека.

Архитектор воспоминаний

Уже 5-й день подряд Крис подробно описывает свои детские воспоминания в дневнике. Ему 14, но его записи подробны и кропотливы. Сейчас он пишет о том, как в возрасте 5 лет они семьей, как обычно, поехали за покупками в торговый центр. Крис отошел от родителей в сторону и потерялся. «Ох, вот я и попал в беду…» — пронеслось в голове. Плача от ужаса, он был уверен, что никогда больше не увидит свою семью. Мальчик стоял в слезах, пока его не нашел пожилой мужчина. Добрый незнакомец был лыс, но выглядел «реально круто»: на нем была синяя фланелевая рубашка, а на носу блестели очки. Старик отвел его к матери, которая уже готовилась задать взбучку непутевому отпрыску.

Нужно ли говорить, что Крис никогда не терялся в торговом центре? А крутого старикана в очках на самом деле не существовало. Но подросток не кривил душой, заполняя вечерами свой дневник. Он искренне верил в то, что описывал. Просто команде Элизабет Лофтус впервые удалось провести эксперимент по имплантации воспоминаний.

Перед проведением ставшего уже классическим опыта исследователи заручились полной поддержкой родственников испытуемых и получили от них всю необходимую информацию. В ходе самого эксперимента, каждому участнику предлагалось несколько правдивых историй и одна ложная — о том, как в возрасте 5 лет он потерялся в торговом центре и был найден пожилым человеком, который отвел его к родителям. Далее подопытному было необходимо в течение нескольких дней записывать свои воспоминания об упомянутых эпизодах, стараясь воспроизвести произошедшее максимально подробно. В конце каждый участник проходил через собеседование с исследователем. 29% испытуемых ложно вспомнили никогда не случавшийся с ними эпизод в торговом центре.

Кажется, профессор Лофтус пришла к идеальному рецепту внедрения ложного воспоминания. Сначала вы должны получить доступ к личной информации человека, а также заручиться его доверием или помощью тех людей, которым он доверяет. Затем внесите само воспоминание и всячески стимулируйте воображение объекта. Сухой факт сам со временем обрастет подробностями и с большой вероятностью станет воспоминанием. Присмотревшись, можно увидеть, что вся эта схема здорово напоминает хитроумный план героя Ди Каприо из оскароносного блокбастера.

Детское воспоминание о том, как потерялся в торговом центре, в целом нейтрально и обыденно. Но как быть с исключительными и эмоционально неприятными событиями? Оказалось, что они тоже неплохо имплантируются в память, главное — убедить субъект в том, что произошедшее с ним — вполне обыденное явление. В одной из следующих работ Лофтус грамотно подобрала тексты мистического содержания, и целых 18% наивных флорентийских студентов подтвердили, что видели в детстве одержимого демонами.

Но все же самого стенобитного эффекта удалось достичь, используя связку из всех описанных техник и поддельных фотографий. Да, ученые тоже фотошопят! В исследовании 2002 года, проведенном уже без участия профессора Лофтус, группа психологов из Канады и Новой Зеландии убеждала людей в том, что в детстве они катались на воздушном шаре, показывая им поддельные фотографии. 50% подопытных (половина!) так или иначе согласились с фактом своего полета в корзине.

По следам Министерства Правды

Размышляя о теме ложных воспоминаний, просто невозможно пройти мимо вопроса подлинности истории. Не удалось это и уже знакомой нам Элизабет Лофтус. Если даже память о глубоко личных событиях так легко фальсифицируется с помощью фотографий, то что говорить об общественных событиях, воспоминания о которых постоянно перемалываются жерновами массмедиа! Наверняка ложные свидетельства будут легко искажать память об исторических событиях. Впрочем, это еще оставалось доказать.

В своей работе 2007 года Лофтус с коллегами использовала фотографии двух резонансных политических событий: волнений на пекинской площади Тяньаньмэнь 1989 года и римских протестов против иракской войны 2003 года. В первом случае был взят знаменитый снимок одинокого бунтаря, преграждающего путь танковой колонне. Засев за компьютеры, ученые добавили к каноничной сцене толпы демонстрантов, стоящие по обе стороны от техники. На фото же римской мирной демонстрации в толпу вписали пару-тройку радикального вида молодчиков в повязках на лице и противогазах.

44% и 45% опрошенных признали, что видели раньше только что сфабрикованные снимки из Пекина и Рима соответственно. Но ученые не ставили своей целью изучить легковерность подопытных. Главной частью исследования была оценка добровольцами количества восставших на Тяньаньмэнь весной 1989-го и уровня насилия в Риме на митингах 2003-го. В обоих случаях подделки сработали безотказно: люди, просмотревшие фальсифицированные кадры, говорили о большем количестве протестующих в Пекине и необычайном накале противостояния в Риме, относительно тех, кому достались оригинальные фото.

Судя по всему, Оруэлл был прав: тот, кто управляет настоящим, действительно способен властвовать над прошлым. Как ни страшно это сознавать, в наши дни работа Министерства Правды — не изощренная фантазия, а всего лишь вопрос техники и политической воли.

Время непрерывно превращает настоящее в прошлое: галактики разлетаются из центра вселенной, вода течет, дым тает на ветру, человек стареет. Время определяет направление всех физических процессов, и современному человечеству не известны принципы, позволяющие обратить его ход вспять. Кажется, что лишь одна вещь в мире может хотя бы отчасти противостоять времени. Это наша память. Но, как мы видим, и ее точность не абсолютна и по каким-то причинам зависит от чудовищного количества условий, а главное — от нашего собственного воображения. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.

часть 2

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

+2

2

304908,27 написал(а):

Мы привыкли верить, что память — самое постоянное и сокровенное, чем мы владеем

Не факт.
Вот стихотворение Батюшкова.

"О, память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто прелестью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милой, незабвенной
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон."

По-моему,человек намного "точнее запоминает" свои ощущения, переживания, отношение к происходившему.
Это и есть тот самый драгоценный чувственный опыт души.

Отредактировано Лунтик (05-04-2017 19:53:19)

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

3

304913,72 написал(а):

Не факт.
Вот стихотворение Батюшкова.

но тут же не уточняется - про память чего (идей или эмоций) идет речь
про память в общем, как мне показалось...
да и мысль в 1 части о том, как мы "помним" то, чего и не было

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

4

304952,27 написал(а):

но тут же не уточняется - про память чего (идей или эмоций) идет речь

А там внизу, после стихотворения написано.

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

5

305015,72 написал(а):

А там внизу, после стихотворения написано.

я именно про это и написала вам )

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

6

305015,72 написал(а):

А там внизу, после стихотворения написано.

Это образная и эмоциональная память, являющиеся составной частью общей структуры памяти.
Для жизнедеятельности человека все  виды имеющейся памяти важны)

0

7

305023,750 написал(а):

Для жизнедеятельности человека все  виды имеющейся памяти важны

Несомненно.
В человеке нет ничего лишнего.
Но важнейшей частью является "эмоциональная" помять.
Поскольку именно этой памяти человек многим обязан при новом воплощении.

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

8

305030,72 написал(а):

Несомненно.
В человеке нет ничего лишнего.
Но важнейшей частью является "эмоциональная" помять.
Поскольку именно этой памяти человек многим обязан при новом воплощении.

Кто так считает?
Скажите это водителю пассажирского автобуса.
Для него важна двигательная память и быстрота реакций.
Без улета в эмоции)
Для каждой деятельности  важны разные разделы памяти.
Равно как и развитость разных  элементов памяти определяет
предрасположенность к разным видам деятельности.

Люди не живут полетом души.)
Как ни хотелось бы)
Всему свое время)

0

9

305041,750 написал(а):

Скажите это водителю пассажирского автобуса.

а вот не скажи - водители разные бывают...

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

10

305044,27 написал(а):

а вот не скажи - водители разные бывают...

Тебе бы хотелось, чтобы водитель автобуса, на котором ты едешь ,
витал на альфа частотах мозга и общался с душой?????

Это ужасно.... полудрема  без реакций((((

0

11

305046,750 написал(а):

Тебе бы хотелось, чтобы водитель автобуса, на котором ты едешь ,
витал на альфа частотах мозга и общался с душой?????
Это ужасно.... полудрема  без реакций((((

мне - не хотелось бы, но бывает у них и полудрёма... одна надежда - на мышечную ПАМЯТЬ  :D

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

12

305048,27 написал(а):

мне - не хотелось бы, но бывает у них и полудрёма... одна надежда - на мышечную ПАМЯТЬ

двигательная))))
Я о ней и говорила))))

0

13

305041,750 написал(а):

Кто так считает?

В данном диалоге - я.

305041,750 написал(а):

Скажите это водителю пассажирского автобуса.

Зачем?

305041,750 написал(а):

Для каждой деятельности  важны разные разделы памяти.
Равно как и развитость разных  элементов памяти определяет
предрасположенность к разным видам деятельности.

Кто же с этим спорит?

305041,750 написал(а):

Люди не живут полетом души.)
Как ни хотелось бы)

К сожалению.
Но, думаю, каждый хотя раз жизни испытывал состояние, когда хотелось обнять весь мир.

305041,750 написал(а):

Всему свое время)

Опять же.
Не могу не согласиться.
Но если не присматривать за цыплятами, то по осени и считать будет некого.

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

14

305055,72 написал(а):

В данном диалоге - я.

Зачем?
Речь идет об общей структуре памяти.
Вы пытаетесь, на мой взгляд, отдать предпочтение образно- эмоциональной.
Зачем?
На мой взгляд, спор не уместен)

0

15

305058,750 написал(а):

На мой взгляд, спор не уместен)

тут не спор, а витрина мнений скорее
и это - нормально )))

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

16

305058,750 написал(а):

Вы пытаетесь, на мой взгляд, отдать предпочтение образно- эмоциональной.
Зачем?

Я изначально процитировал место из приведённой топикастером статьи.
Которое мне показалось спорным.
Вот именно этого я и придерживаюсь.

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

17

305055,72 написал(а):

В данном диалоге - я.

Зачем?

Кто же с этим спорит?

К сожалению.
Но, думаю, каждый хотя раз жизни испытывал состояние, когда хотелось обнять весь мир.

Опять же.
Не могу не согласиться.
Но если не присматривать за цыплятами, то по осени и считать будет некого.

Объясните мне, пожалуйста, какое все это имеет отношение к структуре памяти?

Да. Я знаю, что такое полет души.
И?
Предлагаете всем летать , вместо нормальной жизнедеятельности?
Я бы улетела сей момент.
Реал не пускает.

0

18

305069,750 написал(а):

Объясните мне, пожалуйста, какое все это имеет отношение к структуре памяти?

ну тема то не совсем о структуре )
скорее об особенностях памяти
вот в разном контексте и рассматриваем

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

19

305069,750 написал(а):

Предлагаете всем летать , вместо нормальной жизнедеятельности?
Я бы улетела сей момент.
Реал не пускает.

Ой, чёй-то теперь не пойму.
По-моему, таких слов "Давайте все вместе полетаем" я не говорил.
И не предлагал.
А если и было что-то образное ...

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

20

305078,72 написал(а):

По-моему, таких слов "Давайте все вместе полетаем" я не говорил.
И не предлагал.

а жаль )))
вот как причудлива память - и не говорил, а впечатление остается )))

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

21

305081,27 написал(а):

а жаль )))
вот как причудлива память - и не говорил, а впечатление остается

Нет, не жаль.
Это, значит, как раз по теме.
И как говорят в некоторых кругах "в цвет".

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

22

305073,27 написал(а):

ну тема то не совсем о структуре )
скорее об особенностях памяти
вот в разном контексте и рассматриваем

ОуКей))))
Пусть об особенностях)))))) :D

+1

23

305078,72 написал(а):

Ой, чёй-то теперь не пойму.
По-моему, таких слов "Давайте все вместе полетаем" я не говорил.
И не предлагал.
А если и было что-то образное ...

Разве не Вы все время говорите о значимости образно- эмоциональной памяти?
Да,  этот вид памяти важен.
Но другие  виды памяти при этом не считаю неважными)

0

24

305097,750 написал(а):

Разве не ВЫ все время говорите о значимости образно- эмоциональной памяти?
Вы себе даже представить не можете
насколько я владею этим видом памяти.
Но другие  виды памяти при этом не считаю неважными

Мне это очень приятно узнать.
Все виды памяти важны, потому что ничего лишнего человеку не даётся.
Но области применения этих типов памяти различны.
Образно-эмоциональная память имеет наиболее широкую область.
Поэтому, в некотором смысле, она имеет для человека большую значимость.

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

25

305103,72 написал(а):

Мне это очень приятно узнать.
Все виды памяти важны, потому что ничего лишнего человеку не даётся.
Но области применения этих типов памяти различны.
Образно-эмоциональная память имеет наиболее широкую область.
Поэтому, в некотором смысле, она имеет для человека большую значимость.

Думаю, это Ваше субъективное мнение.

0

26

305106,750 написал(а):

Думаю, это Ваше субъективное мнение

Совершенно верно.
Каждое мнение не может быть не субъективным.

Подпись автора

http://s7.uploads.ru/7Mbrx.png Подарки

0

27

304908,27 написал(а):

Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.

начало

итак, продолжим:

Как устроена память. Часть 2: Вспомнить то, что будет

В предыдущей части мы занимались разбором залежей компромата на нашу память. А за долгие годы в руках ученых его скопилось предостаточно. И неточная она, и легковерная, и обманывает нас буквально на каждом шагу. Да еще и хлебом не корми — дай ей только что-нибудь выдумать и потом решить, что так оно и было на самом деле.

Об этой особенности памяти стоит поговорить подробно. Почему наша собственная фантазия и воображение так и норовят нас обмануть?

Эпизодическая память

Ученые с неиссякаемым упорством разделяют и классифицируют абсолютно всё, что попадается им под руку. Не стала исключением и память. Долговременная память была разделена на два больших типа — процедурная и декларативная. Процедурная хранит ответы на вопрос: «Как что-то сделать?» Благодаря ей мы не задумываясь пишем, плаваем, катаемся на велосипеде и управляем автомобилем, если когда-то этому научились.

Декларативная память отвечает на избитую тройку вопросов: «Что? Где? Когда?» Причем одна ее часть, называемая семантической памятью, занимается хранением скучных фактов: Земля вращается вокруг Солнца, вода замерзает при 0°С и так далее. А другая — ее-то и называют эпизодической — консервирует информацию обо всем пережитом в жизни. Именно ее правильная работа не позволяет забыть первую любовь, обстоятельства появления шрама на затылке и прочие, приятные или не очень, страницы биографии.

Другими словами, эпизодическая память дает нам знание о самих себе. Иногда его называют автоноэтичным сознанием. Этот термин предложил классик современной психологии — канадский ученый эстонского происхождения Эндель Тульвинг, впервые отделивший эпизодическую память от семантической. Благодаря этому типу сознания мы можем найти свое место на стреле времени и осознаём, чем «будет» для нас отличается от «было».

Воспоминания — это, конечно, ужасно трогательно. Но вот с точки зрения эволюции хранилище личной информации — чудовищно сложная и затратная штука. Она требует кучу энергии и занимает уйму бесценного места внутри черепной коробки. Кажется, что этот архив воспоминаний так же уместен в мозге, как полка с видеокассетами 90-х в тесной московской «однушке». Так зачем же эпизодическая память понадобилась чуждому ностальгии естественному отбору?

Воспоминания о будущем

Здесь мы наконец-то приходим к вопросу, который остался безответным в первой части нашего цикла, — перекличке памяти и воображения. Дело в том, что работа эпизодической памяти тесно связана со способностью к моделированию ситуаций в будущем. Вернее, эти две функции вытекают одна из другой, и разделить их просто так не получается.

По-видимому, когда мы планируем или представляем себе какое-то будущее событие, наше воображение работает в связке с эпизодической памятью, вытаскивая из нее образы, и навешивает их на мысленную модель реальности. Психологические эксперименты ожидаемо показали, что пережитый опыт сильнейшим образом влияет на качество и реализм воображаемой ситуации. Если гипотетическое событие происходило в знакомом для подопытного окружении, он мог представить его гораздо живее и в больших подробностях.

Известно, что пациенты, страдающие амнезией, часто с потерей воспоминаний утрачивают и способность к яркому описанию воображаемых событий в их жизни. А в некоторых случаях они вообще теряют возможность представить себя как в прошлом, так и в будущем. Действительно, за формирование эпизодической памяти и моделирование личного будущего отчасти отвечают одни и те же структуры головного мозга. Ключевую роль среди них играет височная доля коры головного мозга, особенно ее внутренняя часть — гиппокамп.

Этот небольшой, парный участок мозга был назван так из-за своей похожести на морского конька (гиппокамп — с греч. морской конек). Гиппокамп — одна из самых эволюционно древних частей коры полушарий, поэтому он залегает в глубинных слоях мозга, почти у самого ствола, будучи накрыт сверху слоями более молодой коры. Исследования методом магниторезонансной томографии показали, что при мысленном моделировании будущего и восстановлении прошлого у человека активируется левый гиппокамп, а также участки затылочной и теменной коры, ответственные за зрительное и пространственное восприятие.

В другом аналогичном исследовании подопытные вспоминали эпизоды из жизни и представляли себе вымышленные ситуации безотносительно времени. В этих двух случаях в работе мозга можно было увидеть различия, но общие области активности сразу бросались в глаза. У обеих групп были активны гиппокамп, парагиппокампальная извилина, накрывающая гиппокамп сверху, и ретроспленальная кора, лежащая как раз между гиппокампом и затылочной корой, в которой, как мы помним, находятся зрительные и пространственные зоны.

Получается, что за хранение информации о личном прошлом и за воображение будущего отвечают тесно связанные, а то и вообще совпадающие друг с другом участки мозга. Похоже, что система эпизодической памяти создана эволюцией совсем не для ностальгирования по прошедшему, а для предсказания будущего. Планирование своих действий и построение воображаемой модели реальности дает живому существу огромное преимущество. При этом события прошлого, вытащенные из эпизодической памяти, могут быть использованы как шаблоны для конструирования будущих ситуаций и выработки возможных реакций на них. Такая система сделала мозг гораздо более способным к гибкому поведению и обучению.

Кроме того, результат сложных, многоходовых действий обычно сильно отложен и достигается не мгновенно, а мотивация для них еще более необходима, чем для быстрых и простых. Представьте, сколько вашему организму нужно сделать, чтобы достичь какой-нибудь цели в жизни — скажем, добиться карьерного взлета или успеха в любви? Скорее всего, вам потребуется запастись изрядным терпением и совершить десятки, а то и сотни действий, растянутых на длительное время. В таком случае детальное представление результата усилий создаст вам отличную мотивацию. Об этом, кстати, прекрасно знают организаторы всевозможных психологических тренингов: там нередко предлагают участникам представить себе в подробностях тот результат в жизни или карьере, которого желательно достичь. Как выглядит ваш дом, что видно из окна, сколько у вас детей, какая мебель стоит в рабочем кабинете? Просто вспомните, как вы были гендиректором миллиардного холдинга, — и вы непременно им станете.

Итак, воображение и эпизодическая память еще во время своего формирования оказались тесно переплетены друг с другом. Процесс вспоминания — это не чтение записи, а, скорее, реконструкция событий. Восстанавливая эпизод из жизни, наш мозг не воспроизводит его заново, как мр3-плеер, вновь и вновь проигрывающий любимую песню, а, скорее, грезит на заданную тему, восполняя недостаток информации за счет воображения. Он чем-то похож на сообразительного студента-раздолбая на экзамене, не выучившего предмет, но понимающего, о чем его спрашивают, и компенсирующего незнание билета фантазией и логикой.

* * *

Все вышеизложенное может вызвать у читателя простой вопрос: если память о прошлом нужна для того, чтобы добиваться успехов в будущем, то зачем нам воспоминания, которые явно этому мешают? Зачем нужна память о боли, страхе и постыдных неудачах? И раз наша память столь гибка и сговорчива, нельзя ли как-то с ней договориться, чтобы она забыла то, от чего нам один вред? Об этом пойдет речь в следующей части цикла.

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

28

305041,750 написал(а):

Для каждой деятельности  важны разные разделы памяти.
Равно как и развитость разных  элементов памяти определяет
предрасположенность к разным видам деятельности.

Это точно. Для меня, например, зрительная. Я проходил
маршруты, лет через десять возвращался и без особого труда
находил путь, хотя природа сколько-то и менялась, но по основным
ориентирам память работала чётко.

Подпись автора

Я СЛИШКОМ МНОГО ЧИТАЛ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ В ЗДРАВОМ УМЕ.
Г. ЛЕССИНГ

+1

29

305133,92 написал(а):

Это точно. Для меня, например, зрительная. Я проходил
маршруты, лет через десять возвращался и без особого труда
находил путь, хотя природа сколько-то и менялась, но по основным
ориентирам память работала чётко.

Согласна с Вами.
Тот вид памяти, которым пользуешься чаще,
естественно, и развивается больше)))

0

30

304952,27 написал(а):

да и мысль в 1 части о том, как мы "помним" то, чего и не было

Это больше похоже на эффект Манделы. Ложная память в единичном варианте это  аберрация памяти. Исследования  Элизабет Лофтус меня никак не впечатлили. Она уже давно толчет воду в ступе в модной теме сексуальных домогательств.

0


Вы здесь » Форум для общения! » Наука. » Как устроена память