Китайская народная религия
Важнейшие её элементы – культы предков и божеств-покровителей, а также развитые демонологические представления, согласно которым мир населяет множество опасных злых духов (общее название гуй) и оборотней (яо, цзин и др.). При всём её многообразии китайскую народную религию отличает общее представление о мире как органической системе, подчиняющейся единым законам, и об одинаковости образов природы, государства и общества. Сфера духов находится в постоянной связи со сферой человеческого. Для людей возможно как личное общение с духами (в частности, с помощью молитв и жертвоприношений), так и обращение к услугам посредника-специалиста – жреца, гадателя, медиума и т. д.
Между китайской народной религией, даосизмом, буддизмом и конфуцианством происходит постоянный обмен практиками, персонажами и мифологическими сюжетами. Верховное божество в народных верованиях – Тянь-ди (Небесный император), Юй-ди (Нефритовый император) или Лао-тянь-е (Небесный дед), который рассматривается как властелин судеб и беспристрастный администратор, обеспечивающий поддержание космической справедливости. Первоначально культ Юй-ди как верховного божества возник в даосизме около 10 в. до н. э. Среди популярных женских верховных божеств – Ванму-няннян (Царица-матушка), хозяйка садов с плодами бессмертия, родственная Си-ван-му в даосизме; Доу-му, богиня Большой медведицы, распоряжающаяся жизнями и смертями (её образ сформировался на основе буддийских представлений о божестве Маричи); милосердная богиня Грань-инь (восходящая к бодхисатве Авалкитешваре). Среди многочисленных природных божеств большой популярностью практически повсеместно пользуются Цари драконов Лун-ваны, культ которых основан на синтезе китайской веры в змеев – покровителей источников с индийскими представлениями о шагах, заимствованными через буддизм.
Боги-покровители отвечают за все сферы человеческой деятельности; часто это обожествлённые исторические лица, пожалованные за свои прижизненные заслуги божественным рангом. С 7–8 вв. распространён культ ченхуанов– покровителей укреплённых городов. Покровители местности вне города, туди или туди-шэни (духи земли), известны под этим именем с 3–4 вв. и считаются рангом ниже чэнхуанов. И чэнхуаны, и туди не только защищают людей, живущих во вверенной им местности, но и ведут учёт их проступков и заслуг.
В отдельную группу могут быть выделены божества – покровители разных профессий; так, плотники поклонялись легендарному мастеру Лу Баню (Гуншу Баню), архитектору и инженеру, который, как предполагается, жил в княжестве Лу на территории современной провинции Шаньдун в 6 в. до н. э. Развиты культы богов учёности Вэньчана и Куйсина, что отражает традиционную роль образования как важнейшего фактора социальной мобильности.
Отредактировано кофер (01-12-2023 13:29:27)