Форум для общения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для общения! » #Книжная полка » Выжимки из книг для самосовершенствующихся


Выжимки из книг для самосовершенствующихся

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Сегодня начинаю публикацию выжимок из книг. Под словом выжимки я подразумеваю публикацию книги оставляя текст автора или переводчика, но при этом выкидываю различные повторения и малозначимые (на мой взгляд) фразы. Это нельзя назвать ни дайджестом, ни аннотацией, ни синопсисом ,ни новомодными саммари ...Это нечто похожее на все это. Честно скажу вдохновила меня на подобные действия очень понравившаяся книга Веры Надеждиной "100 великих идей и книг , которые помогут вам изменить свою жизнь к лучшему". Эта книга замечательна тем , что не просто знакомит с содержанием книги , но и приводит отдельные цитаты из самой книги .Это позволяет оценить и речевой стиль .А это как я понял в последствии является очень важно для понимания и усвоения знаний изложенных в книге. Благодаря этой книге я успел , халявно скачать большую библиотеку связанную с самосовершенствованием , еще до выхода закона об авторском праве. Думаю, это поможет читателям желающим заниматься саморазвитием, в поиске  понравившихся им книг, для приобретения и ознакомления в полном объеме. Выжимки книг планируется публиковать в хронологическом порядке. Начинаю с описания нескольких книг опубликованных в книге Веры Надеждиной
1. ДРЕВНИЕ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ИСТОЧНИКИ

КУН-ЦЗЫ (Конфуций)
Обладатель большой силы Пути не переходит границ, обладатели малых сил Пути могут переступать эти границы и вновь возвращаться в них.
Книга «Изречения» (V век до новой эры)
Учитель побуждал ученика Цидяо Кая поступить на службу. Тот ответил: «Я еще не могу поверить в свою готовность». Учитель был обрадован подобным ответом.
Учиться и не размышлять — пустое занятие, размышлять и не учиться — занятие чреватое.
Ремесленники пребывают в своих мастерских для завершения своих работ, достойный человек занимается учением для достижения своего Пути.
Ошибки достойного человека подобны затмениям Солнца и Куны. Когда он ошибается, все люди замечают это. Когда он исправляется, все смотрят на него, подняв головы.
Лишь тот, кто наделен человеколюбием, может должным образом и любить людей, и ненавидеть их. Тот, чья воля устремлена на человеколюбие, не творит зла.
Ученик Цзы-гун сказал: «Я стараюсь не совершать в отногие-нии других людей действий, которые мне не хотелось бы.иметь совершенными относительно меня». Учитель ответил: «Цзы, ты пока не достиг того, о чем говоришь».
В V—III веках до новой эры, почти одновременно с книгами Лао-цзы и его учеников, в Китае распространились не менее популярные сочинения иного философского содержания. Эти тексты восходят к родоначальнику другого значимого (наряду с даосизмом) религиозно-философского направления китайской мысли — Кун-цзы, или Конфуцию.
Жизнь Конфуция по сравнению с ее огромным влиянием на мировую цивилизацию была удивительно спокойной, но идеальной для Китая, «простой и настоящей». Это пример того, как человек сам себя познает, открывает в себе новые грани, сам строит свое будущее. Вера в способность обыкновенного человека стать лучше, умнее и прекраснее является основным постулатом философии Конфуция.
Конфуций родился в 551 году до новой эры. В Китае днем его рождения считается 28 сентября. Вероятно, предки Конфуция принадлежали к аристократии, однако ко времени рождения Конфуция от былого богатства остались лишь воспоминания. Когда ребенку было три года, умер его отец, поэтому в основном воспитывала его мать.
В детстве Конфуций проявил себя как неустанный учитель, но при этом он никогда не переставал учиться сам, будучи крайне жадным к знаниям. История не сохранила имя того, кто был первым учителем Конфуция, но не подлежит сомнению то, что философ прилагал огромные усилия для того, чтобы найти действительно знающих и талантливых преподавателей, особенно это касалось музыки и обрядов. Конфуций был чиновником, в сферу обязанностей которого входило управление конюшнями и зернохранилищами. В 19 лет он женился на девушке из родной провинции Лу. Далее были годы и годы размышлений.
Главной целью преподавания для Конфуция была разработка программ для обучения аристократии (Чюн-цу). Мудрецы-отшельники часто подвергали сомнению искренность помыслов Конфуция. Он же отвечал, что любой человек весьма легко поддается искушению уйти в другой мир, стать отшельником, жить среди птичьего пения и благоухания цветов, в отрыве от настоящего человеческого общества. Сам же он предпочитал изменять мир к лучшему изнутри. Несколько десятилетий Конфуций, будучи активно вовлеченным в политику, пытался применить свои гуманистические принципы к политической действительности через различные управленческие структуры. Однако политическая карьера Конфуция была непродолжительной. Его лояльность и помощь правителю не соответствовали интересам власть имущих, а его моральные устои не согласовались с придворными нравами.
Не все, что приписывается Конфуцию, было написано действительно им, однако духом его учения проникнуты многочисленные труды последователей. Конфуций не учил ничему новому, настойчиво повторяя, что он не придумывает никакого учения, но лишь требует строгого соблюдения древних законов и установлений. Культ предков стал основным содержанием конфуцианства. Философское учение конфуцианства также основано в первую очередь на провозглашении в качестве главной обязанности человека сыновней почтительности (сяо) и почитания предков: «Всегда выражать полное уважение к родителям; доставлять им пищу самую любимую; скорбеть, когда они больны; до глубины души сокрушаться при их кончине; приносить им, усопшим, жертвы с (религиозной) торжественностью — вот пять обязанностей сыновнего благочестия».
На вопрос о том, что такое знание, Конфуций ответил: «Употреблять все свои силы к исполнению того, что справедливо и прилично человеку; чтить духов и гениев и держаться в почтительном от них отдалении — вот что называется знанием».
Главным правилом жизни должно быть строгое соблюдение обрядов (ли): «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или, тем более, отменить их, то все перемешается и возникнут нестроения. Уничтожьте брачные обряды — не будет супругов (в истинном значении этого слова) и разовьется разврат со всеми его преступлениями... уничтожьте обряды погребения и жертвоприношений — дети не будут заботиться об усопших родителях, да и живым служить перестанут; уничтожьте обряд пин-цзинь — исчезнет различие между государем и чиновниками, удельные князья будут своевольничать, возникнут притеснения и насилия».
Учение Конфуция обеспечивало этическую сторону всякого школьного образования в средневековом Китае на протяжении многих столетий. Конфуцианство привнесло в сознание людей нравственные нормы, не менее сильные по воздействию, чем библейские десять заповедей. .
Наиболее гуманные конфуцианские заповеди, адресованные «благородным мужам», соблюдались нерегулярно, но именно они служили базой нравственного воспитания личности. Положительный герой Конфуция столь же «совершенномудрый», как и его даосский коллега. Однако герой Конфуция воплощает тип не святого отшельника-аскета, а благородного мужа, ученого, чиновника, государственного деятеля, который объединяет в себе «пять добродетелей»: он скромен и умерен во всем.
Конфуций умер в 479 году, когда ему было 73 года. Как гласят легенды, к тому моменту у Конфуция было 72 ученика, а 3000 человек объявили себя последователями его учения. Великий учитель оставил много собственных произведений, а также переводы древних текстов.Конфуцианство предъявляло суровые требования к личности в морально-этическом плане, настаивая на непрерывном духовном и нравственном совершенствовании: «Благородный муж стремится вверх, низкий человек движется вниз».
Конфуцианские правила предписывают ученикам свято следовать наставлениям учителя, а преемникам — ревностно оберегать опыт предшествующих поколений. Традиция передачи знания из уст в уста и «от сердца к сердцу» исключает возможность превратного толкования учения, а воспользоваться письменными источниками без помощи наставника совершенно невозможно. Согласно канону «пяти связей», отношения старшего и младшего занимают важнейшее место — долг ученика перед наставником и старшими товарищами является пожизненным и неоплатным.  Это была идеология патриархальной монархии, ставшая основной идеологией китайского феодализма.

0

2

«БХАГАВАДГИТА»
Ищи мира внутри себя, делай дело, которое является только твоим, и наслаждайся тайнами Вселенной.
Поэма «Бхагавадгита» («Божественная песнь») (IV век до новой эры)
Нужно стремиться в ту область, куда, вступив,
не возвращаются боле.
Я привожу к безначальному Ауху, от которого некогда началось
правление мира.
Трояки врата преисподней, губящие человека:
Похоть, гнев, алчность; эти три подобает бросить.
Человек, от этих трех врат тьмы свободный, Каунтея,
Создает свое благо и так Высшего Пути достигает.
Кто ж, отвергнув предписанья закона, прихоть свою выполняет,
Тот ни совершенства, ни счастья, ни Высшего Пути не достигает.
Тщетны надежды, тщетны дела неразумных, их знание тщетно:
Они предались заблудшей природе ракшасов и асуров.
Махатмы же, Партха, прибегая к божественной природе, Меня почитают нераздельной мыслью, непреходящее
Начало Существ постигнув.
Разум, познанье, отсутствие заблуждения, терпения,
правдивость,
Спокойствие, сдержанность, радость, страдание,
Возникновенье и разрушенье, страх и бесстрашье,
Удовлетворенность, кротость, подвижничество,
уравновешенность, щедрость, честь и бесчестье —
Таковы многообразные состояния существ, они от Меня происходят.
Семь великих древних риши, также четыре Ману, рожденные мыслью,
От Меня происходят; от них — поколения в мире.
Кто эти мои проявленья и йогу поистине знает,
Тот приобщен незыблемой йоге, в этом нет сомненья.

«Бхагавадгита» — наиболее известная и читаемая в современном мире часть великого индийского эпоса «Махабхарата». Название переводится как «Божественная песнь», или «Песня бога», и в этом тексте обнаруживается наивысший уровень древнеиндийской культуры и в то же время демонстрируются высокий философский уровень и замечательные литературные достоинства.
«Бхагавадгита» состоит из 700 двустиший, разбитых на 18 глав, и входит в состав 6-й книги «Махабхараты». События эпоса происходят на фоне межплеменной войны между кланами Пандавов и Куру. Ард-жуна, воин клана Пандавов, перед решающим сражением начинает сомневаться в целесообразности боя, который приведет к смертям многих достойных людей. Однако его колесничий Кришна убеждает Арджуну начать битву, невзирая ни на что. В Кришне воплощается бог Вишну. Диалог между Кришной и Арджуной — основа «Бхагавадгиты», в которой апо-логируется воинский долг кшатриев.
Арджуна задается вопросами о смысле своих действия или бездействия в таком несовершенном мире, в котором он проживает. Однако человек просто обязан признать существование в мире зла, признать, что и наиболее неприемлемые, злые вещи в мире предназначены для какой-то цели, даже если эта цель — необходимость сражения. Как ни приятно и полезно было бы обрести целиком созерцательное отношение к жизни, человек тем не менее вынужден, как и все живые существа, постоянно совершать многочисленные действия, каждое из которых приводит к соответствующим последствиям. Эта всеобщая циклическая взаимозависимость действий и их последствий (тоже действий) — карма.
Действия человека по источнику происхождения разнообразны. Они могут быть результатом волевых усилий по достижению какой-либо сознательной заранее сформулированной цели, могут быть также предприняты для удовлетворения желаний. В последнем случае человеку меньше приходится задумываться над собственной природой и тайнами мироздания.
Мотивация стремления к цели обычно кажется более сложной, но лишь наличие таковой может привести к спасению души и быть источником вечного удовольствия. Такие действия называются дхармой. Долг Ард-жуны, точнее, его дхарма — сражаться, причем «сражаться идеально».
Чтобы освободиться от нерешительности, Арджуна осознает себя инструментом божественной кармы: его противники в сражении «примут свою участь как воздаяние». Таким образом, «Бхагавадгита» — ответ человеческого разума на сложнейшие вопросы человеческого существования, предоставленные божественной волей для разрешения людям. «Бхагавадгита» демонстрирует возможности пути разума и призвана к стимулированию высших мыслительных способностей человека.
Человеческая природа вообще насчитывает три «составляющие»: тамас (темнота), раджас (огонь), саттва (свет). Огонь в жизни проявляется в действиях, в активной жизненной позиции. Раджас тождественен созиданию и достижению, разделяя жизнь на «мое» и «пока не мое». В соответствии с этим принципом устроена жизнь большинства деятельных людей. Такая жизнь, безусловно, лучше жизни, основанной на принципе тамас (инертность, отсутствие стремлений, леность), но не является наиболее одухотворенным и возвышенным путем. Таковым путем может быть лишь жизнь, основанная по принципу света (саттва). Организуя жизнь в соответствии с этим принципом, человек придет к благородству и бескорыстию намерений, обретет свободу в действиях, обнаружит колоссальное удовольствие в труде, который не будет требовать никаких наград, кроме себя самого.
Касательно труда «Бхагавадгита» утверждает, что, делая работу, которая не нравится, человек затемняет свою душу. Необходимо любить то, что человек исполняет, лишь тогда последует освобождение от страха и беспокойства по поводу результатов. Отстраненность от результата труда делает труд более эффективным, хотя мудрость и предписывает держать в уме цель или результат труда.
Спокойствие, возникающее в результате отказа от плодов своего труда, может быть выше спокойствия, достигаемого медитацией. Освобождение мыслей от жесткости повседневных ожиданий, включая сексуальные, позволяет проявиться с большей полнотой неожиданному и замечательному.
Люди одинаковы во всех основных своих желаниях. В состоянии медитации человек открывает свою уникальность. То, что человек делает после медитации, обычно не создает негативной кармы, поскольку человек действует из области совершенного знания. «Бхагавадгита» утверждает, что совершенные действия вызываются совершенной медитацией. Медитация — путь к достижению просветленного состояния.
Просветленный человек одинаков и в радости, и в печали, отдельные события, какими бы разрушительными они ни представлялись, не могут поколебать его. Призывая к восхищению переменчивой природой и неизбежностью течения времени, «Бхагавадгита» предлагает руководство по достижению эмоциональной устойчивости. Человек в состоянии организовать свое сознание таким образом, чтобы оно обрело ту неподвижную точку, на которой можно основать систему взглядов и ценностей.
«Бхагавадгита» — одна из наиболее замечательных книг, посвященных вопросу независимости сознания. Книга поможет преодолеть ощущение собственной незначительности, нередко посещающее даже наиболее уверенных в себе людей.
Существует несколько переводов книги на русский язык, каждый из которых, возможно, различным образом представляет баланс в передаче философского содержания и художественных достоинств произведения, поэтому не исключена польза от прочтения поэмы в различных версиях. Наиболее известны перевод Каменской и Манциарли и перевод Б. Л. Смирнова.

0

3

«ДХАММАПАДА»
 Для свобождения от страха совершенствуй собственные мысли.
«Дхаммапада» («Собрание дхамм») (I век до новой эры)
Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть —  из разума они сотворены. Если кто-нибудь говорит или действует с нечистым разумом, то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего... Если кто-нибудь говорит или действует с чистым разумом, то за ним следует счастье, как неотступная тень.
. Ненависть нельзя покорить при помощи ненависти: ненависть может победить только любовь. Это вечный закон.
Побеждай гнев при помощи спокойствия, побеждай зло при помощи добра. Побеждай бедность при помощи щедрости, побеждай ложь при помощи истины.
Приятно смотреть на благородных; быть в их обществе — благо. Дд будет всегда счастлив тот, кто не видит глупцов.
Ибо странствующий в обществе глупцов страдает долгое время. Пребывание с глупцами, как с врагом, всегда приносит несчастье, а пребывание с мудрыми — счастье, как встреча с родственниками.
Поэтому, как Куна следует звездным путем, так нужно следовать за мудрым, знающим и многоученым, много перенесшим, благочестивым, благородным — за таким хорошим и умным человеком.

«Дхаммапада» представляет собой сборник ответов на главные вопросы, которые изложены в духе священного буддийского канона Тхеравады. Наименование книги происходит из сложения двух слов: дхамма — на языке пали означает миропорядок, путь Вселенной, ее закон бытия, а пада шаг, нога; то есть «Дхаммапада» является «пошаговым руководством» к достижению нирваны, личной свободы, являющейся завершением всеобщего пути любви и истины. Основной буддийский принцип — отрицание излишней активности.
Каждый, кто читал «Дхаммападу», как бы он ни был увлечен и поражен оригинальностью этого памятника, обнаружит, что многие мысли, содержащиеся в этом тексте, он встречал уже раньше, в других великих произведениях. Отдельные мысли «Дхамма-пады» обнаруживаются в индийской литературе разных народов, в диалогах Платона, в раннехристианских произведениях, у мистиков средневековья. Некоторые места напоминают соответствующие высказывания Канта, Ницше, Рассела и других философов.
В таких случаях не идет речь, конечно, о заимствованиях или влияниях — просто в «Дхаммападе» поднято много «вечных» вопросов, всегда волновавших человека. Специфика «Дхаммапады» определяется не этими внесистемными сходствами, а той единственной конфигурацией идей, которая свойственна только этому тексту.
Если же учесть, что в «Дхаммападе» полно и широко изложена морально-этическая доктрина раннего буддизма, то станет понятным авторитет, которым она пользовалась и пользуется, содержа в себе компендиум буддийской мудрости, будучи произведением, претендующим на роль учебника жизни.Прелесть «Дхаммапады» заключается в необыкновенном изяществе ее сутр, каждая из которых представляет собой законченный афоризм, поражающий емкой краткостью и образностью. Каждая сутра — маленькое рассуждение на заданную тему, в котором тот или иной штрих из древнеиндийской жизни или конкретное сравнение, поясняя определенную мысль, переводят ее в план житейского комментария, притчи, оттесняя дидактическую сторону на задний план.

0

4

АВРЕЛИЙ Марк
Вы можете разбить свое сердце, но человек будет таким же, как раньше.
Книга «Размышления» (70-е годы II века новой эры)
Если ты можешь избрать правильный путь и надлежащим образом составлять свое убеждение и действовать, то можешь быть счастливым. Две особенности общи — как душа бога, так и душа человека и всякого разумного существа. Во-первых, ничто чуждое душе не может оказаться для нее препятствием. Во-вторых, душа может полагать свое благо в праведном настроении и действии и ими ограничить свое стремление
Приходящие радости и печали обманчивы — шире смотрите на жизнь, чтобы глубже ее постичь.
Молитва афинян: «Пролейся, пролейся дождем, благодатный Зевс, над пашнями и полями афинскими». Или вообще не следует молиться, или молиться с такой простотой и благородством.
Кто-нибудь поступает плохо по отношению ко мне? Ну что ж, это его дело. У него свое душевное настроение и свой образ действий. Я же таков, каким желает, чтобы я был, обгцая природа, и поступаю так, как желает, чтобы я поступал, моя собственная природа.
При каждой речи следует обращать внимание на то, что говорится, при каждом устремлении — на то, что из этого получается. В первом случае нужно следить за смыслом, во втором раньше всего смотреть на преследуемую цель.

Марк Аврелий был римским императором с 161 по 180 год. Ко времени его прихода к власти величие Рима было под угрозой: особенно распространились эпидемии среди граждан, массовые заболевания в армии, участились нападения варваров на границах империи.
Марк Аврелий, сын претора Анния Вера, вырос в кругу, близком к императору Адриану. В правлении он опирался на сословие сенаторов, стремился к упорядочению законодательства и совершенствованию бюрократического аппарата. Постоянные войны, которыми ознаменована эпоха правления императора, привели к ослаблению империи и обнищанию населения.
Марк Аврелий был приверженцем философии стоиков, и собственные его сочинения были также выдержаны в духе произведений стоической школы. Главное из них, — «Размышления», выражает стремление к моральному самоусовершенствованию личности как единственной альтернативе невозможности совершенствования общества.
После смерти Марка Аврелия стали считать идеальным императором, сумевшим благодаря философской мудрости создать последнюю эпоху благородного правления, до того как наступил длительный период государственной анархии, начало которой ознаменовано правлением его сына Коммода.
«Размышления» — личные записи римского императора Марка Аврелия Антонина. Благодаря исключительному положению Марка Аврелия и его литературному дарованию этот текст предоставляет читателю уникальную возможность понаблюдать не столько даже за личной жизнью, сколько за напряженной личной работой по освоению достижений многовековой стоической традиции. Этот текст впоследствии стал одним из наиболее читаемых памятников мировой литературы, каковым остается по сегодняшний день.
«Размышления» приводят автора к утверждению изначального единства всего живого в мире, включая людей. Попытка понять другого человека — лишь расширение пределов собственного внутреннего мира, направленное к большему единству. Презрение, избегание или осуждение другого человека — нарушение нравственного закона. Осознание необходимости работы с противоположностями для придания большего совершенства своим отношениям лежит в основе рассуждений императора.
«Размышления» проникнуты мыслью о необходимости принятия событий и людей такими, каковы они есть, а не такими, какими мы хотели бы их видеть.
Несмотря на кажущуюся жесткость многих высказываний, являющихся итогом действительной объективности, свойственной автору, именно в ней обнаруживается спасение от жизненного разочарования.
Марк Аврелий помогает нам обнаружить в жизни действительно ценное. «Размышления» обнаруживают тот факт, что, приобретя привычку видеть мир таковым, каков он есть, человек может обрести способность и «потустороннего видения». Каждый человек призван решить в этом мире собственное предназначение, даже несмотря на то что зачастую жизнь может представляться одинокой и печальной, этот факт не должен препятствовать изначальному восхищению фактом существования во Вселенной.
Человеческое несовершенство — главная тема «Размышлений». Мы никогда не можем точно сказать, почему именно это происходит, почему люди поступают так или иначе, поскольку глубинный смысл человеческой жизни нам недоступен, но осознание наличия такового дает определенное удовлетворение.
В отличие от «Исповеди» Августина, у Марка Аврелия читатель не обнаружит покаяния. Это исповедь-откровение. Откровение — как исповедь в переносном значении глубокой искренности, открытости вовне. Это первая особенность данного произведения: в нем нет систематического изложения, которое позволяет некоторым авторам вообще отрицать наличие в нем какой-либо глубины. В сочинении Марка Аврелия мы находим чередование чувств и понятий, а не их анализ. Исповедь для автора это образ его не просто философского, а исторического видения. «Размышления» — особая форма философии. Философ выступает как художник. Жанр этого произведения — «исповедальная автобиография».
Текст «Размышлений» позволяет уточнить смысл стоического упражнения, заключающегося в очищении «я» от всего внешнего. «Изъять дух из среды» — значит, считает Марк Аврелий, «отбросить все то, что от него не зависит, чтобы выполнить с честью то, что зависит от него». Это упражнение состоит отнюдь не в достижении состояния безмятежности. Это не только прием или упражнение, а выявление смыслового целого, духовный поступок, цель которого творить справедливость. Вообще, цель — это сам поступок. Очевидна невозможность выхода за пределы самого себя, и это соответствует мироощущению христианской эпохи, выражающемуся в том, что разговор с Богом — это все же разговор «наедине с собой».
«Что же ближе ко мне, чем я сам?» — восклицает Августин. Но в «Размышлениях» Марка Аврелия разговор наедине с собой оборачивается приемом, который позволяет обращение ко многим. Граница индивидуального и общего сдвигается, чтобы раскрыть горизонты общения. Само пространство, очерчиваемое этими горизонтами, многогранно: наряду с внутренним общением с самим собой, это диалог с друзьями, с предками и с потомками. Путь к самому себе — это путь к другим.
«Размышления», кроме всего прочего, обнаруживают идею социального действия, обусловленного самой природой: окружающий мир — это мир другого, без которого «я» героя-автора немыслимо. Идя к самому себе, вглубь своего естества, философ-стоик прокладывает путь к «другому», а в этом процессе происходит обретение состояния мудрости.
Книга Марка Аврелия, написанная замечательным литературным языком, до настоящего времени считается блистательным прозаическим литературным произведением. Как пособие по саморазвитию этот текст является замечательным источником спокойствия и обретения уверенности в собственных силах.

0


Вы здесь » Форум для общения! » #Книжная полка » Выжимки из книг для самосовершенствующихся