Зловещая тайна пещеры Хрустальной девы
Индейцы майя верили, что пещеры, особенно те, что простираются на километры под землей, — это порталы в загробный мир, или Шибальба, «место страха», где живут повелители зла. Майя боялись преисподней и считали, что нужно задабривать ужасных богов, живших под землей, с помощью жертвоприношений, в том числе и человеческих. Одно из таких мест, где людей приносили в жертву богам загробного мира, находится в самом центре Белиза, неподалеку от города Сан-Игнасио
Актун-Туничиль-Мукналь, что в переводе означает «пещера хрустальной девы», которую также называют сокращенно АТМ, впервые была исследована в конце 1980-х годов. Вход в пещеру имеет форму песочных часов и затоплен водой.
Начиная с середины XIX века археологи исследовали джунгли в поисках следов древних жителей. Самое первое, что они отметили в ландшафте, - это изобилие пещер с сенотами: естественными провалами, образованными обрушиванием сводов известняковых гротов, в которых протекают подземные реки. Но эти пещеры поначалу не заинтересовали исследователей. Они нанесли на карту города, великие пирамиды, подробно описали богато украшенные дворцы, скопировали иероглифы со стен...
Под руководством директора Института археологии в Белизе Хайме Аве Холли начала исследовать пещеры майя.
- Майя были одержимы пещерами, -говорит она. - Каждая пещера, по их поверьям, была входом в преисподнюю, которую они назвали Шибальба. По представлениям майя, владыки Шибальбы поражали людей болезнями.
Остатки торжественных жертвоприношений можно встретить уже у входа. Сначала это просто черепки.
Но чем больше вы углубляетесь, тем более странными и зловещими кажутся встречающиеся артефакты.
Примерно в 400 метрах от входа находится главная зала, где лежат 14 человеческих скелетов, в том числе окаменелые останки Хрустальной девы.
Кто же такая эта Хрустальная дева? Это была девушка примерно 20 лет, принесенная в жертву майяским жрецом в ходе религиозного таинства более тысячи лет назад.
Она лежит на спине с открытым ртом, и весь ее скелет покрыт блестящим углеродным шпатом, образовавшимся при распаде минералов. Из-за этого блеска ее прозвали Хрустальной девой. Пещеру также назвали в честь ее могилы.
Другие скелеты или спрятаны по углам, или просто лежат у всех на виду. Это останки разных людей, от годовалых детей до 30-летних и 40-летних взрослых.
Ученый-майянист Джилл Ричардсон закончил 17-летнее исследование климата Мезоамерики в древности. Джилл изучал осадки со дна озер, годичные кольца деревьев, сталактиты и сталагмиты в пещерах и сделал однозначный вывод: в начале IX века произошло резкое снижение количества дождей.
В своей книге о великой засухе майя «Вода, жизнь и смерть» Джилл пишет, что у майя всегда были непростые отношения с водой. С мая по октябрь на их землях ежегодно шел сильный дождь, но в течение остальных шести месяцев царила засуха. Чтобы вырастить урожай для пропитания огромного населения, майя использовали сеть водохранилищ, ирригационных канав и систем дренажа, которые сохраняли дождевую воду влажных месяцев. Но в течение IX века осадки внезапно почти прекратились, даже во время сезона дождей.
Джилл описывает ужасную картину: водохранилища опустели, зерновые культуры на полях, отвоеванных у джунглей, погибли. Начался голод, погибли миллионы людей. Оставшиеся в живых, уже ни на что не надеясь, ушли к побережью океана или к озерам на севере.
Прочитав книгу Джилла Ричардсона, Холли задумалась: не были ли жертвоприношения в пещерах связаны с засухой? Она обратилась к книгам по истории искусства майя и в одной из них обратила внимание на фотографии ваз. На. некоторых из них было изображено божество с огромными глазами и в экзотическом головном уборе. Это был Чак, бог дождя майя, живший в подземном царстве. Так, значит, мая верили, что дожди зарождались именно в пещерах.
В тех же книгах имелись фотографии наших современников, потомков древних майя, стоящих на коленях в пещере. Они держали свечи и молились. Нынешние майя - католики, но они по-прежнему совершают паломничества в пещеры и молятся там о дожде и богатом урожае.
Повсюду лежат керамические горшки, музыкальные инструменты, украшения, маленькие фигурки и кости морских котиков, которые использовались для кровопускания.
Многие из этих находок окаменели и приросли к полу пещеры.
Майя также придавали форму стенам пещеры, создавая алтари для жертв или силуэты с лицами или животными.
Недавние исследования древнего климата Мезоамерики показали, что засуха могла сыграть большую роль в падении цивилизации. Ученые предполагают, что человеческие жертвы приносились в том числе богу дождя Шаку, чтобы остановить засуху. Они участились в IX веке, как раз до исчезновения цивилизации майя.
Большая часть археологических находок в пещере Хрустальной девы оставлена нетронутой, поэтому пещера считается наиболее хорошо сохранившимся местом майяских жертвоприношений.