В кемеровской гимназии №17 скорбят о педагоге Татьяне Дарсалия, которая погибла во время пожара в кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя Вишня». О том, каким Татьяна Викторовна была учителем и человеком, нам рассказали ее ученики.
- Татьяна Викторовна была одной из самых любимых моих учительниц, - говорит Олег. - Я раньше недолюбливал уроки английского языка. А она пришла и сумела заинтересовать своим предметом. Уроки проводила в игровой форме. Когда звучал звонок, мы все сожалели, что урок закончился. Нам будет ее очень не хватать.
Татьяна Викторовна вела уроки как английского, так и немецкого языка. Раньше работала в кемеровской школе №6, а потом перешла преподавать в гимназию, где училась ее дочь Эля.
- Татьяна Викторовна была моей учительницей и завучем нашей школы, - рассказывает Полина. - Она была не только знающим педагогом, но и добрейшим человеком. Когда видела, что у кого-то из ребят плохое настроение, подходила, спрашивала, что случилось. Помогала справиться с трудностями...
По рассказам учеников, в воскресный день она отправилась с 14-летней дочерью Элей в ТЦ «Зимняя вишня» отдохнуть.
- Когда поднялась паника, Татьяна Викторовна вытолкнула свою дочь из здания. Когда услышала, что наверху в кинотеатре остались дети, преподаватель вернулась, чтобы помочь выбраться им с верхних этажей. Там и осталась, - говорит Полина. - Эля была ее единственной дочерью.
- В торгово-развлекательном центре тот день оказался и мой папа с маленьким братиком, - продолжает девочка. Брат пригласил своих друзей — ребятишек и папа повел их поиграть на автоматах.
- Она даже в автобус заходила самой последней. Характер такой. Неужели вы думаете, она бы схватила за руку своего ребенка и выбежала впереди всех? – подруга Татьяны Дарсалия не может сдержать слез.
О 37-летней учительнице английского из кемеровской гимназии №17 многие уже написали как о героине. Она погибла в горящем центре, спасая детей. И это правда, но не вся. Мы узнали, какой подвиг на самом деле совершила Татьяна Викторовна.
«Смотри за Аришей»
В «Зимнюю вишню» она отправилась со своей 14-летней дочкой Элей, подругой Натальей Селезень и ее дочерью, 10-летней Ариной. Купили билеты на «Кролика Питера». Девочки сели рядом на шестом ряду, подруги – на седьмом. Когда начался пожар, в зал зашла женщина: «Горим!». Но отчего-то сказала это тихо – кому-то из своих, на первом ряду. Впрочем, свет не зажигался, а мультик продолжал идти, на экране мелькали веселые кадры. Может, поэтому люди не сразу могли поверить в то, что начинается страшное.
- Я оглянулась, посмотрела, что мама меня видит, - вспоминает Эля. - Поймала ее взгляд, она мне кивнула. И как бы показала глазами: «Смотри за Аришей!». Как мы выходили? Там надо было обогнуть бутафорскую стену в зале, настоящий лабиринт. Я взяла Аришу за лямки комбинезона, чтобы не потерять, и мы пошли. В коридоре увидели маленького мальчика, он очень испугался. А я ему еще сказала: «Ну что ты? Все будет хорошо!» До последнего думала, что это просто задымление. Дышать было тяжело, мы наклонились очень близко к полу. И вышли… На первом этаже даже подождали мам, но… Потом, уже на улице, Ариша увидела Наталью – в окошке. Оттуда только что выпрыгнул мальчик, ударился о козырек. Ариша кричала: «Мама, прыгай-прыгай!». Но она не прыгнула. Могла разбиться на глазах у дочки.
«Если бы она поспешила спасаться, осталась бы жива»
- Я увидела в телефоне оповещение – «Зимняя вишня» горит», - рассказывает Наталья Халабаева, подруга Татьяны. - Еще подумала: «Надо же, в России есть еще где-то «Зимняя вишня», как у нас в Кемерове!». А потом поняла, что это наш торговый центр. У меня промелькнула мысль: Таня могла быть там. В воскресенье утром в вайбере она написала, что к ней приехала ее подруга Наталья Селезень. И сегодня они хотят встретиться: «чтобы интересно было девчонкам, пойдем куда-нибудь посмотрим фильм». Она не назвала, куда они пошли. Отправила ей смс: «Танечка, а вы не в «Зимней вишне»? Ответа не пришло. Набираю номер – гудок идет, она не отвечает. Набрала номер Эли, ее дочери: «С тобой все хорошо?». Она говорит: «Со мной да, но мы ищем маму».
– А почему телефон не отвечает?
– Она забыла его дома. Это был единственный раз, когда она не взяла телефон. Всегда была на связи…
Потом я узнала, как все произошло. Что Таня всех пропустила вперед. И в коридоре, и в зале. Ее нашли между вторым и третьим этажом. Значит, вышла, но надышалась угарным газом. Если бы поспешила, побежала, то осталась бы жива. Но она так не могла. Подруга Наташа тоже погибла. Обе они не спаслись…
Знаете, если бы Таня осталась жива, она бы ни в коем случае не сказала, что это подвиг. Сказала бы: Девочки, не говорите обо мне таких слов. Я делала то, что должна была делать!».
«Она жила очень правильно»
Татьяна Дарсалия начинала работу в городе Топки, была учителем иностранного языка. Ее дед из поволжских немцев. Известная в городе семья: отец - инженер, мать - врач. Все их любят, потрясены гибелью Татьяны.
В Германии у них живут родственники, но в ответ на приглашения переехать она отвечала: «Нет, останусь в России». Точно так же никогда бы не ушла из школы. Работа с детьми была ее призванием. В Кемерово Татьяна перебралась в 2013-м году. Вскоре устроилась в гимназию номер 17.
- Она жила очень правильно, - говорит Наталья. – Однажды на конкурсе «Учитель года» Таня рассказывала о знаменитом педагоге. Януш Корчак тоже отказался покинуть своих воспитанников. И как Учитель был с ними до последней минуты - войдя в газовую камеру. Хотя фашисты предлагали ему оставить детей и сохранить жизнь. Таня говорила: вот в чем смысл педагогической работы: «Сгорая самому, давать жизнь другому». Сейчас эти ее слова кажутся пророческими.
Судьба так распорядилась, что именно она оказалась в то время и в том месте. И ценой своей жизни спасла детей. Они, может быть, и не догадываются о том, что они вышли благодаря ей. И ее дочка Эля такая же. Выбираясь из зала, крепко держала 10-летнюю Аришу, и им удалось уцелеть.
… Татьяну опознали одной из первых. Родные говорят - она была такая, как при жизни, только в копоти, саже: «Красивая, очень красивая».
Эля – единственная дочь погибшей учительницы. Она останется с дедушкой и бабушкой (с мужем Татьяна была в разводе).
- Я хочу стать врачом или следователем, - призналась нам девочка. – «Зачем? Это же так тяжело?» - поражаются многие. – Если мама смогла, и я смогу. Она помогала детям, а я буду помогать и детям, и взрослым. Знаете, я каждый раз, когда ложусь спать, так хочу, чтобы она мне приснилась. Чтобы побыть с ней, поговорить в последний раз. А она не снится пока. Может быть, нужно время. Но я все время чувствую: она рядом.