Помните : красота-спасет мир ? Понимание,восхищение и получение определенного эстетического удовольствия,вероятно, отличает нас от животины и, может не дало человеку обратно оскотинится..Как оно не патетически звучит,но красота может приносить радость,скрашивать какую-то унылость быта.. Предлагаю в эту теме писать о красоте как в природе т.е. о нерукотворной красоте и о красоте рукотворной,т.е. созданной искусными руками мастеров и человеческим гением.
Кстати о праздниках)))..
В 2003 году, в год 300-летия Петербурга, ювелиры России объявили 30 мая своим профессиональным праздником, "Днем российского ювелира".
30 мая 1846 года родился Петер Карл Густавович Фаберже -известный российский ювелир. Глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства..И,конечно,фирма !Фаберже" известна своими пасхальными яицами, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира..Трагична судьба Мастера умершего в нищете,24 сентября 1920 г. в Лозанне..похоронен в Каннах..
Т.е. после революции,ясное дело-фабрики и магазины Фаберже в Петрограде, Москве и Одессе были национализированы и конечно же- экспроприация экспроприаторов..было разграблено...т.е. в Петрограде в руки рЭволюционЭров попали практически все запасы драгоценных металлов, камней и уже готовых изделий, за которые владельцам не было выплачено никакой компенсации...Удалось спасти незначительную часть ювелирных изделий,от национализации,потому как - старший сын Евгений Фаберже ,до известных событий, успел вывезти в Финляндию..Какие-то мутные истории были с тем,что припрятанное,на черный день Фаберже..в иностранном посольстве...впоследствии было как бы похищено из посольства..Т.е. Карлу Фаберже..пришлось изрядно помыкаться..т.е. перебраться в посольство в Ригу..но там,опять нарисовались большевички..и с Латвии пришлось бежать в Германию..но неугомонные рЭволюционЭры и там решили "мировой пожар" раздуть..и пришлось Карлу Фаберже окольными путями,через Франфурт..Висбаден и т.д. добираться во Францию..Конечно, все эти злоключения сказались на его здоровье..семья перевезла его в Швейцарию..известную тогда своим здоровым климатом..Не помогло..умер..правда, выкурив,незадолго до смерти, пол сигары..
Ну-у..большевички свободно распоряжались конфискованным имуществом фабрик и магазинов фирмы Фаберже..разбазаривая на право, налево достояние Республики..Конечно и подсуетились как всегда англосаксы..Кста,к слову..гуляет такая криминальная версия..что английская королева носит корону-Владимирскую тиару ,украденную у Великой княгини Марии Павловны..
Корона была изготовлена лучшими царскими ювелирами в 1890 году, но не для царствующих монархов (в то время Александр III), а для Великой княгини Марии Павловны и её супруга, великого князя Владимира Александровича, который приходился родным дядей Николаю II и соответственно братом Александру III.
Владимирскую тиару легко узнать по двум видам подвесок: оригинальные жемчужные (в виде капель) и изумрудные.
Изумрудные подвески были сделаны уже по распоряжению первой британской владелицы – Мария Текская считала, что жемчуг подходит не ко всем ее нарядам и поручила ювелирам из компании Garrard & Co отполировать ее 15 Кеймбриджских изумрудов в форме капли – так появился второй комплект подвесок.
К Елизавете II тиара перешла по наследству после смерти бабушки в 1953 году. Это одно из любимых украшений британской королевы, она часто появляется в нем на официальных церемониях, а также одалживала ее принцессе Диане и второй супруге принца Чарльза – Камилле Паркер-Боулз.
Летом 1917 года Альберт Стопфорд, переодетый в ЖЕНСКОЕ (!) платье, проник во Владимирский дворец. Апартаменты великой княгини находились на втором этаже — гостиная в стиле Людовика XVI, кабинет, будуар, опочивальня и еще четыре комнаты. Драгоценности из 244 предметов, в том числе Владимирская тиара, находился в будуаре.
Вор вскрыл потайную дверь и сложил украденное в чемоданы. Благодаря английскому гражданству, он беспрепятственно прошёл через все кордоны. Потому, благодаря этому англичанину и его гражданству, весь земной шар периодически наблюдает Её Величество королеву Англии в украденной у русских короне…
Владимирскую тиару по приказу Марии Павловны изготовили придворные ювелиры в 1890 году. Как раз тогда начался период массового голода в России из-за зерновой политики царизма "не доедим, но вывезем". Как раз тогда родилось выражение "вся Европа ест русский хлеб". Работа удалась на славу. Восхищенной Великой Княгине преподнесли изысканное украшение, усыпанное бриллиантами чистой воды и крупными жемчужинами (такое сочетание жемчуга и алмазов было традиционным для русского ювелирного искусства конца девятнадцатого века). Казалось бы, эта восхитительная тиара была предназначена для того, чтобы ее носили на своих головах представительницы царской семьи. Но грядущие войны, революции и прочие потрясения, к сожалению, не только практически полностью уничтожили императорский род, но и в значительной степени повлияли на судьбу Владимирской тиары.
Королева Мария, как известно, отличалась особой страстью к драгоценностям. Она обладала неплохими познаниями в этой области и была тонким знатоком ювелирного дела. Королева гордилась своей роскошной коллекцией украшений и всегда получала особое удовольствие, надевая ту или иную восхитительную драгоценную вещь на официальные приемы и торжественные мероприятия. Естественно, обладая такой страстью к ювелирным украшениям, королева Мария сделала все возможное, чтобы получить заветную Владимирскую Тиару.
Мария не только приняла решение потратить огромную сумму на это украшение, но и отдала приказ придворным ювелирам его переделать. Будучи превосходным знатоком драгоценностей, королева придумала оригинальную идею: сделать так, чтобы жемчужные подвески на тиаре могли заменяться на драгоценные изумрудные капли. По ее мнению, так украшение стало бы более универсальным и подходило бы к большему числу нарядов.
Желание королевы — закон. Лучшие ювелиры Британии исполнили волю Марии, и с этих жемчужины на тиаре действительно время от времени заменяют на изумрудные подвески.
Эта тиара стала любимой у Королевы Мэри, она носила ее со своими фамильными Кембриджскими или индийскими изумрудными гарнитурами.
Она ввела традицию, согласно которой это украшение должны надевать в свет молодые представительницы королевского рода.
На данный момент она принадлежит королеве Елизавете II.
В этом разделе хотелось немного показать великолепных творений русских мастеров ювелирной "фирмы Фаберже".
А так же отметить,что "Фаберже" -это главный российский ювелирный бренд,и все произведения созданы искусными руками мастеров,работающих на Фаберже,оказавшемся хорошим менеджером.
В свое время изделия Дома Фаберже понравились императору и "обрусевшая" династия получила покровительство Романовых, а Карл Фаберже (сын Густава) - звание "ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа". В дальнейшем он получил звание "Мастера Парижской Гильдии Ювелиров" и орден французского Почетного Легиона. После смерти Карла в 1920 году марка была продана американцу Сэмюэлу Рубину, и на протяжении всего XX века под всемирно известным брендом выпускались самые разнообразные товары, как то: парфюмерия, одежда и даже кинофильмы. С 2007 года марка принадлежит южноамериканскому бизнесмену Брайану Гилбертсону...
Традиционно все вспоминают знаменитые пасхальные "яйца Фаберже",хотя число творений, вышедших из мастерской Фаберже, по приблизительным подсчетам составляет примерно 120 тысяч изделий..т.е. подобные цифры уже и характерны для массового производства, но при этом, каждая вещь, создаваемая в фирме, была уникальна..и делались руками русских мастеров ))
Ювелирная фирма «Фаберже» была основана в 1842 году Густавом Фаберже и его сыновьями Карлом и Агафоном. В начале своего пути фирма имела небольшие мастерские и занималась изготовлением модных браслетов, брошей и медальонов. Благодаря талантливым сыновьям о ней очень быстро узнали в стране и далеко за ее пределами. Карл Фаберже был прекрасным организатором, имел хороший вкус и отлично ориентировался в модных веяниях того времени. Агафон был воплощением художественных идей и проектов. Он не только рисовал эскизы будущих изделий, но и лепил восковые макеты и распределял на них камни. Каждый заказ тщательно обсуждался между художниками и мастерами.
(Фрагмент из отчетов А. Хольмстрема)..
А, и чисто информативно,хоть и Фаберже очень хорошо платил своим людям, но рабочий день, даже по меркам того времени был очень долгим: каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям – с 8.00 до 13.00. Сверхурочная работа поощрялась и щедро оплачивалась... Просто хочу напомнить,что все эти творения выходили из-под рук все таки русских мастеров)) и по таким вот,эскизам..
Что сам-то же, кроме руководства "менеджмента" и подбора мастеров экстра-класса, Фаберже делал сам..своими руками? А вот что: во-первых, разбивал специальным молоточком, который постоянно носил с собой, любое изделие, если оно ему не нравилось - цена здесь не имела значения! И во вторых, в том случае, если изделие нравилось - торжественно ставил его на ладонь и обходил всех работников мастерской - рисовальщиков, ювелиров, златокузнецов, камнерезов - со словами: "Посмотрите на эту замечательную вещь, она закончена!".
-Эмалированная, в форме ракушки, вырезанная из цельного топаза с откидной крышкой бонбоньерка. Крышка инкрустирована золотом, алмазами, кабошон-рубин, сделана на фирме Карла Фаберже, мастер-Михаил Перхин, 1890 год, Сакт-Петербург.
Часто людей, работающих в фирме Фаберже, связывали тесные родственные узы. Сыновья, практически всегда, сменяли своих отцов – так было с Августом и Альбертом Хольмстремами, Альфредом и Карлом Тильманами, Кнутом и Оскаром Пилами и др. Все четыре сына Фаберже тоже работали в фирме отца. Фаберже вел фирму, хотя нет доказательств, что он своими руками создал хотя бы одну вещь. Все его мастера были независимы, работали по контракту, сами подбирали нужных людей и могли не заботится о сбыте изделий. Они не платили ни за мастерскую, ни за дорогие материалы, а от прибыли с продажи изделий получали неплохие проценты. Иерархия была такова: Фаберже, старший мастер, начальники мастерских, работники мастерских (рядовые мастера, подмастерья, ученики). В лучшие дни в фирме работало около 500 человек, причем 20 из них занималось исключительно созданием коробочек, в которых потом хранились произведения фирмы Фаберже.
Приближение ко двору,как в дальнейшем его поставщика,для Фаберже, как обычно, совершенно случайно. В 1884 году нижегородское купечество преподнесло императрице Марии Федоровне вещицу, купленную в магазине у Фаберже, и подарок понравился. Это был букетик ландышей из жемчуга и бриллиантов в миниатюрной золотой корзиночке — копия с древнего китайского оригинала, случайно очутившаяся среди заурядной продукции фирмы.
Вот он:
Дом Фаберже называли «культурной губкой», потому что в его произведениях равномерно сочетались мотивы самых разнообразных художественных направлений: и пышный ампир, и романтическая готика, и плавное Ар Нуво, и пряный Восток, и, конечно, русские национальные стили. Вопреки распространенному мнению, что все изделия Фаберже роскошны и безумно дороги, изготовлены из самых редких и ценных материалов, на самом деле визитной карточкой Дома было умение понять глубинные качества любого материала, одухотворить мертвый металл и заставить камень открыться во всей красе.
В 1882 году торговый Дом Фаберже получил золотую медаль за искусные копии древнегреческих сокровищ, представленные на выставке "Русского художественного и промышленного искусства". Уже в следующем году фирма становится поставщиком двора Его Императорского Величества.
Постоянный поиск новых решений приводил к использованию порой и недрагоценных металлов рядом с изумрудами и бриллиантами, и цветного стекла, и полудрагоценных российских самоцветов, а рядом с золотом непременно присутствовали серебро и платина.
Одной из характерных черт фирмы было использование так называемого "Русского стиля", очень популярного в конце 19 - начале 20 вв. Бриллиантовые кокошники и чарки из самоцветов и серебра, как у славянских князей, удивляли заморских гостей, а яркие подвески, в которых сочетание зеленых изумрудов, синих сапфиров и красных рубинов создавало празднично-ярмарочное настроение...
- Подпись автора
Мера за меру