Флористика в фарфоре..на протяжении XVIII–XIX столетий создавались на знаменитых мануфактурах Европы: Мейсена, Севра, Берлинского и других заводов..
На протяжении всей истории флористика остается чрезвычайно актуальным и востребованным направлением декорировки произведений декоративно прикладного искусства. В искусстве фарфора исторические корни этого жанра восходят к дальне-восточной художественной традиции, известной в Европе благодаря японской керамике «какимон» и китайских розового и зеленого «семейств».Это так называемый фарфор «розового» и «зеленого» семейств, где роспись производится нежно-розовыми или бледно-зелеными эмалями, а в состав глазурей входит коллоидный раствор золота и мышьяка. Очарование европейцев Востоком было настолько сильным, что ранние европейские фарфоровые произведения, относившиеся к первой половине XVIII столетия, либо копировали восточные образцы, либо своеобразно интерпретировали восточный декор.
Как известно, в 1740-х годах саксонские мастера обратились уже к «своим» садовым цветам. С этого момента начался путь самостоятельной, сугубо европейской фарфоровой флористики. Творческую эстафету мейсенских мастеров быстро подхватили фарфористы в Винсенне, где вскоре были созданы непревзойденные по изяществу и мастерству лепные фарфоровые цветы и букеты.
Своеобразную конкуренцию ранним фарфоровым цветам составляли искусственные цветы, которыми украшали интерьеры, дамские наряды, пышные трапезы. Из каких материалов их только не делали: бумаги и тончайшего пергамента, морских раковин, рисовой пасты, шелка и кокона тутового шелкопряда (так называемые «итальянские цветы»), из сахара и миндальной пасты – для убранства столов и пр. Не меньшей популярностью пользовались в Европе цветочные букеты из золота, серебра и других драгоценных металлов, часто украшенных эмалями. Особым натурализмом отличались цветы, созданные немецким ювелиром Й.М. Динглингером (Johann Melchior Dinglinger).
Фабрика Винсенна, объединив все последние на то время достижения искусств и ремесел, первой стала создавать поражавшие своей искусностью" букеты.
Именно в этой мастерской впервые в истории фарфорового дела появились лепные цветы, которые, в отличие от Мейсена, выступали не как элементы скульптурного декора различных изделий, исполненные в высоком рельефе, а превратились в самостоятельные произведения искусства.
Таким образом, новаторство Винсенна заключалось в том, что именно там изобрели принципиально новый тип фарфорового предмета – цветы
Мануфактура Венсенна (позднее - Севр) принята под королевское управление в 1759 г. Шесть лет ушло на овладение обжигом бисквита (неглазурованного фарфора) и создание свинцовой глазури, а в 1748 г. изобретена печь для обжига эмали. Мануфактура нанимала эмальеров, для получения цвета, он смешивался с затененными пастами, они, в свою очередь, соединялись при обжиге с глазурью. В 1748 г. открыт способ золочения. Самыми ранними изделиями стали очень естественные фарфоровые цветы, которые нанизывались на натуральные, прошедшие специальную обработку стебли. Начиная с 1751 г. маленькие части украшают подглазурной голубой основой, а птицы, цветы рисуются на незакрашенных частях, рядом с золочеными завитками краев Рококо. Другие цвета - бирюзовый, розовый и зеленый - последовали за голубым.
Мадам де Помпадур, возлюбленная Людовика XIV, отвечала за переезд мануфактуры из Венсенна в Севр в 1756 г., помогла пригласить французских декораторов и мастеров, в том числе Жюста-Ореля Мейсонье (1675-1750) и скульптора Этьена Мориса Фальконе (1716-91), чье влияние видно в постоянном использовании природных форм в супницах и вазах. Фигурки из бисквита, которые используются как украшения столов, навеяны живописью Франсуа Буше (1703-70). .
Сначала это были лишь небольшие букетики, состоящие из 3–5 крупных цветов, как правило, роз различных сортов, в окружении бутонов и соцветий полевых цветов. Каждый цветок расписывался вручную, а в завершении особыми кисточками наносились последние мазки, которые имитировали структуру отдельного лепестка. Вскоре для крепления и составления единого букета стали использовать полированную латунь, из которой чеканили листья и стебли растений, законченный букет обычно помещали в фарфоровую вазу, а иногда ставили на позолоченное бронзовое основание.
В 1748 году Жан Клод Дюплесси , золотых дел мастер из Турина, начал сотрудничать с Винсеннской фабрикой и создал первую позолоченную оправу из бронзы для фарфорового букета, состоящего из роз, гвоздик и незабудок и белоснежной лилии. Этот букет был преподнесен в дар Людовику XV, а второй букет – королеве Марии. Во многих мемуарах упоминается случай, когда маркиза Помпадур, покровительница Винсенна, принимала Людовика XV в замке Белльвю. Решив удивить короля, маркиза не просто продемонстрировала монарху цветы, а для большей иллюзии надушила их парфюмерными эссенциями.
В 1749 году мастера Винсенна завершили работу над самым известным на сегодняшний день букетом – "Букетом для дофина" , состоящим из 470 цветов. Он был заказан семнадцатилетней дофиной Марией Жозефой Сакcонской и преподнесен в дар от французского двора ее отцу курфюрсту саксонскому и королю польскому Августу III.
Этот букет до сих пор остается непревзойденным по мастерству шедевром, "иконой" искусства фарфора. Цветы в этом букете включают наиболее популярные сорта цветов весенне-летнего сезона: аквилегия (водосбор), лилии, примула, нарциссы, розы, васильки, гвоздика, ноготки, мальва и др. Он несет в себе разнообразную, в том числе и библейскую символику. Так, белая лилия, венчающая композицию, может трактоваться не только как символ Девы Марии, но и как геральдическая лилия Флёр-де-лис (Fleur de Lys), ставшая эмблемой королевской власти во Франции. Две женских фигуры на постаменте символизируют Поэзию и Музыку
Язык и символика цветов в букетах, в том числе и в фарфоровых, играла большое значение, даже несмотря на то, что смысловые значения цветов заметно отличались в разные времена в разных странах. Однако умело подобранный букет мог нести в себе целое послание. Например, оставленные в центре букета ирис или тюльпан могли означать добродетель, господство небесного над земным, белая лилия была символом чистоты и непорочности.
Головки цветов из Венсенна, насажанные на расписной забальзамированный стебель с листьями - подражание природе - характерная черта Рококо. Их стали создавать с 1745 г., головки цветов - самые популярные среди ранних предметов, поскольку их небольшие размеры не создавали проблем с обжигом. Была создана специальная мастерская, где работали женщины и девушки, каждая делала отдельный лепесток и тычинку.
- Подпись автора
Мера за меру