Лагуна - Форум для общения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения! » Искусство » Фарфор- "белое золото".


Фарфор- "белое золото".

Сообщений 1 страница 10 из 28

1

Фарфор начали возить в Европу из Китая в XIV веке, и  ценился на вес золота, иной раз значительно выше. Даже осколки чашек в то время носили как дорогие украшения.Секрет его производства долго хранился в секрете.Алхимики при дворах королей и герцогов всех европейских дворов,долго искали секрет производства "белого золота"..и  первая европейская фарфоровая мануфактура появилась лишь в 1708 году в Саксонии, в городе Мейсен..

Хотелось в этом разделе и рассказать о фарфоре..начать с "кружевного",такого застывшего в фарфоре изящество кружев.
Свое название кружевной фарфор получил из-за легкости и изящества,..сходству с настоящим плетеным кружевом. Чаще всего кружевные фарфоровые статуэтки из Германии -это дети или воздушные девушки, конечно же балерины или танцовщицы, в пышных, роскошных платьях, которые состоят из тончайшего кружева с мелкими-мелкими дырочками. Цветовая гамма, подобранные нежные цвета, такие как розовый или голубой, делают эти фигурки еще более легкими, нежными и невесомыми. Своей уникальностью и необычностью они снискали большой интерес среди знатоков и любителей фарфора..и высоко ценятся во всем мире.. При создании "кружевных" статуэток используют настоящие кружева, которые пропитывают фарфоровой массой, а затем, еще влажными, прикрепляют к скульптурам. В печах при температуре более 1300 градусов текстильная основа сгорает, а фарфоровое кружево затвердевает и остается на века.
https://img-fotki.yandex.ru/get/196070/458821713.2/0_21f945_3d4d2dea_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/224193/458821713.2/0_21f942_7cd24432_orig

Секрет изготовления фарфорового кружева долго держался в секрете..Эти тонкие фарфоровые статуэтки сделаны с помощью процесса, известного как драпировка кружева. Он превращает тонкие кружева и другие х/б ткани в фарфор. Ткани драпируются в ручную, затем погружаются в фарфоровый шликер и после термической обработки превращаются в ажурные фарфоровые узоры! Процесс, как полагают, был разработан еще в Древнем Китае, где использовали шелк-сырец.

https://img-fotki.yandex.ru/get/47776/458821713.2/0_21f944_213b871e_orig

Самым известным примером "кружевного фарфора" является Дрезденский фарфор - по имени города, где он был изобретен, и где в свое время было множество фабрик, использовавших эту технику. Дрезденские кружева начали производить в конце 18-го начала 19 века. Но из-за несовершенства изготовления (недостаточно высокая температура обжига) тонкие кружева были довольно хрупкие и ломались от малейшего прикосновения. Поэтому кружевного фарфора, того времени так мало, и стоит он так дорого. \nОчень красивые Кружевницы у Фолькштедт-Рудольштадт (Германия), Зитцендорф, Капо-Ди-Монте (Италия) ,Royal Crown (Италия) , так же Кружевниц производит Ирландия (Irish Dresden), Румыния.
https://img-fotki.yandex.ru/get/195132/458821713.2/0_21f946_18910c5c_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/53145/458821713.2/0_21f947_e46b3ac0_orig

http://i3.starivina.ru/1/1166/11653625/afacdb/dama-v-kapore-s-zolotym-perom-i-zontikom-kruzhevnica.jpg

Каждая фигурка - это результат сложного процесса, каждый этап которого тщательно контролируется. Скульпторы мастерской делают первоначальный макет статуэтки из глины. После того, как макет прошел осмотр, и его одобрили, мастер переделывает макет в соответствующий размер, добавляя оставшиеся мелкие детали..Затем данный образец отправляют в технический отдел, где его аккуратно разрезают на серию сегментов...их может быть до 200 штук) , которые облепляются в алебастр, тем самым, получая точные репродукции. Затем модель возвращается скульптору, он выбирает наилучшие детали, из которых будет создана статуэтка. Многочисленные сегменты каждой фигурки соединяются вместе пастообразным фарфором..
https://img-fotki.yandex.ru/get/101645/458821713.2/0_21f949_e0241149_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/194541/458821713.2/0_21f94a_a3a892fa_orig
После этого образец доставляют в отдел раскрашивания, где художники раскрашивают его в соответствии с инструкциями мастера. Цветовая палитра, используемая при раскрашивании, включает более 4000 оттенков. Затем статуэтки обжигаются в печах под температурой 1300С на протяжении целого дня.
https://otvet.imgsmail.ru/download/698688cc573d198f38cd1210ee95d933_i-2389.jpg

Подпись автора

Мера за меру

+7

2

Обалдеть, какая красота!
Nobody, спасибо, за интересную тему.  :cool:

+1

3

Инициативу в Европе по производству фарфора, перехватили предприимчивые немцы. В Дрездене появилась целая фабрика по изготовлению хрупких кружевных статуэток..В настоящее время кружевной фарфор перед термической обработкой пропитывается специальным раствором. При высокой температуре текстиль сгорает, а утонченное кружево застывает на века....Самые ранние подобные статуэтки относят в началу 18 века и к предприятиям расположенным в Саксонии и Тюрингии. Конечно, это Мейсенский фарфор, с его изумительной белизной и изяществом пластики. Мейсен (Meisen) - это самая первая фарфоровая мануфактура в Европе, основанная правителем Саксонии Августом Сильным в 1704 году, когда алхимик Иоган Бетгер, в попытках сотворить философский камень, создал твердый фарфор.
https://img-fotki.yandex.ru/get/196070/458821713.2/0_21f94c_f50a824e_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/233608/458821713.2/0_21f94d_ec21b9e4_orig
Это было не меньшим прорывом в химии, учитывая покров тайны над рецептурой фарфора и его баснословную стоимость. Вторым предприятием была Венская фарфоровая мануфактура, основанная 14-ю годами позже. Далее был Севр и другие предприятия Европы.Все они имели свою специализацию, стиль и особенности, узнаваемые искусствоведами даже без обращения к клеймам...
Производством скульптуры занимались далеко не все предприятия. Наиболее известными, дошедшими до наших дней и сохранившимися в коллекциях были изделия Мейсенской мануфактуры..применительно к фигуркам его называют еще Дрезденский фарфор.

https://img-fotki.yandex.ru/get/101645/458821713.2/0_21f94e_4c8fb564_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/194503/458821713.2/0_21f94f_a4c243ed_orig

Подпись автора

Мера за меру

+3

4

В 1962 году в городе Dromcolliher, Графства Лимерике, была создана фабрика, известная в настоящее время как "Ирландский Дрезден" . Основателями фабрики были Оскар и Джоанна Саар. С 1968 года, в связи с несвоевременной смертью соучредителя Оскара Саара компания перешла в "руки" Джоанны и ее дочери Сабины, которые продолжили семейную традицию по изготовлению высококачественного кружевного фарфора. Секрет изготовления кружевного фарфора тщательно хранится .
https://otvet.imgsmail.ru/download/698688cc573d198f38cd1210ee95d933_i-2388.jpg  https://otvet.imgsmail.ru/download/698688cc573d198f38cd1210ee95d933_i-2392.jpg

В настоящее время производство фарфоровых статуэток достигло высокого мастерства, красота и изящность орнамента которых по праву дают возможность считать эти статуэтки уникальными, и неповторимыми.  Технология производства уникальна и неповторима. Тончайшая работа, великолепный дизайн.
https://otvet.imgsmail.ru/download/698688cc573d198f38cd1210ee95d933_i-2395.jpg https://otvet.imgsmail.ru/download/698688cc573d198f38cd1210ee95d933_i-2393.jpg

Ну-у это из своей коллекции..пардон,на мобилу так получилось))..а реале красивше..
немецкий дДрезден и "ирландский Дрезден..
https://img-fotki.yandex.ru/get/196070/458821713.3/0_21f95a_fc9f0e07_orig

http://s9.uploads.ru/8dyof.jpg

Не менее известны скульптуры мануфактуры Унтервайсбах (Unterweisbach), основанной в 1882 году в Тюрингии.

https://img-fotki.yandex.ru/get/43572/458821713.2/0_21f950_abe2ac70_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/194778/458821713.2/0_21f951_a4ccca0c_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/196631/458821713.3/0_21f952_86b3c512_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/223280/458821713.2/0_21f953_949d3c39_orig

Подпись автора

Мера за меру

+3

5

Очень известна фарфоровая скульптура мануфактуры в Зитцендорфе, основанная в 1760 году, которая сейчас носит название фарфоровый завод Фолькштедт (Volkstedt), и где с 1880 года Антуан Мюллер начинает производство "фирменного", известного на весь мир фарфорового кружева. Продукция предприятия пользуется необыкновенным спросом. Изящность скульптуры и кружевная идея не оставляет равнодушным никого. Кружевные статуэтки выпускались Мюллером вплоть до Второй мировой войны. Во время бомбежек предприятие было разрушено...
https://img-fotki.yandex.ru/get/194550/458821713.3/0_21f95b_b42cb6d9_orig

http://i3.starivina.ru/1/1277/12766638/afacdb/devushka-v-kruzhevnm-kapore-kruzhevnica-volkstedt-germaniya.jpg

http://i.ebayimg.com/images/i/332132035642-0-1/s-l1000.jpg

http://i2.starivina.ru/1/4107/41069644/afacdb/fani-jelsler-kruzhevnaya-volkstedt-germaniya.jpg

Также итальянские мастера на мануфактуре Каподимонте (Capodimonte) в Неаполе делают фарфор по мнению многих ценителей, превосходящий немецкие и австрийские.
Мануфактура была основана в 1743 году по распоряжению короля Карла де Бурбона и его жены Марии Амалии Саксонии, как королевская мастерская для ремонта украшений королевы из мейсенского фарфора. Фабрика в таком виде просуществовала до 1759 года, после чего была закрыта и вновь открыта в 1771 году Фердинандом IV, сыном Карла и его наследником на престоле Неаполя.
https://img-fotki.yandex.ru/get/197852/458821713.2/0_21f954_897ecda0_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/106972/458821713.3/0_21f955_c1b2498a_orig

Фарфор завода короля Фердинанда отмечен голубым логотипом в виде буквы "N", который сохраняется до сих пор..правда,существует и много поддельных клейм с подобным логотипом)) Но фарфор, производимый в Неаполе имеет некоторые свои уникальные особенности, которые отличают его от Северо-Европейского фарфора. Т.к. в южной Италии фарфоровая суспензия состоит из смеси полевого шпата и нескольких каолиновых глин из различных карьеров юга страны,то получается мягкое тесто молочного цвета, что делает фарфоровые статуэтки Каподимонте необыкновенно теплыми, а производство уникальным.
https://img-fotki.yandex.ru/get/197852/458821713.3/0_21f956_b46c9e7c_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/195132/458821713.3/0_21f957_ece988cc_orig

После прихода в Италию Наполеона производство было опять прекращено и восстановлено позже, исключительно благодаря ремесленникам, много десятилетий проработавших на предприятии. Сейчас мануфактура Каподимонте поддерживается потомками Альфонсо Майелло, восстановившего фабрику в 1867 году. Современные работы с "кружевным" фарфором продолжают мейсенские и неаполитанские традиции
https://img-fotki.yandex.ru/get/45082/458821713.3/0_21f958_f507010e_orig

https://img-fotki.yandex.ru/get/53145/458821713.3/0_21f959_210ad98e_orig

Подпись автора

Мера за меру

+2

6

327993,2 написал(а):

Обалдеть, какая красота!
Nobody, спасибо, за интересную тему.

Да, о фарфоре много чего можно написать и показать.
Фарфор еще и различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твердый. Мягкий фарфор отличается от твердого не твердостью))) а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твердого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге. Но твердый фарфор в основном испльзуют для изготовления посуды или в технических целях..
Есть и так называемый костяной..
т.к. в его в состав  входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолин и т. д. ,
и который отличается особой белизной, тонкостенностью и просвечиваемостью. На свету костяной фарфор просвечивает,
поэтому его называют прозрачным
Костяной фарфор был открыт в Англии в 1750 году..
Так же, если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури,
то образуется особый вид фарфора - бисквитный..

Так что есть о чем почирикать..тема благодатная..

Подпись автора

Мера за меру

+2

7

Nobody, очень классная тема! Красотища просто
Обязательно продолжайте, очень интересно!!

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

+1

8

Мейсенская мануфактура-первая по производству фарфора в Европе и  в наши дни мало изменилась за три столетия. Ее продукция относится к сегменту Luxury. Фарфоровые сервизы покупают высокопоставленные особы со всей Европы.
До начала XVIII века в Европу фарфор доставлялся из Китая. Как ни пытались европейцы узнать тайну его производства, китайцы хранили ее в секрете. Разгадать секрет удалось в Германии, в небольшом городе Мейсене. Мейсенский фарфор с первых лет своего существования стал признаком роскоши и предметом культа в высшем обществе. Его коллекционировали монархи многих европейских стран.

https://img-fotki.yandex.ru/get/195125/458821713.3/0_21f95d_65d32a6f_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/458821713.3/0_21f95e_2203a0f1_orig
В конце XVII века в Европе возникла мода на китайский фарфор. Король Польши и курфюрст Саксонии Август Сильный, покровитель наук, также был его коллекционером. Посуда и статуэтки, которые доставляли из Поднебесной, продавались по баснословным ценам. Поэтому король мечтал основать собственное производство

https://img-fotki.yandex.ru/get/55569/458821713.3/0_21f95f_7a9ec92e_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/96333/458821713.3/0_21f960_bab55c9b_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/197852/458821713.3/0_21f961_3c23c6f3_orig

Открытие фарфора в Европе
в июне 1710 года произвела свои первые изделия Мейсенская фарфоровая мануфактура. В том же году они были представлены на крупнейшей тогда ярмарке в Лейпциге. Вся Европа убедилась, что секрет фарфора раскрыт и владеет им Саксония.
Если бы не курфюрст Саксонии Фридрих Август I, он же король Польши Август II, больше известный под именем Август Сильный, европейские дворы еще долго завозили бы фарфор из Китая и Японии, платя огромные деньги голландцам-перекупщикам. Август был жизнелюб и страстный коллекционер — скупал везде, где только мог, разные диковинные вещи: образцы редких минералов, скульптуры, старинное оружие, чучела тропических птиц, часы, измерительные инструменты, картины итальянских, фламандских и нидерландских мастеров. Именно при Августе Сильном расцвела знаменитая Дрезденская картинная галерея. И именно его любви к роскоши мы обязаны появлением европейского фарфора.

https://img-fotki.yandex.ru/get/53145/458821713.3/0_21f962_998dd0a5_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/195132/458821713.3/0_21f963_94b867fd_orig

Август привлек двух ученых, которые начали работать над получением фарфора. Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус, математик и экспериментатор, был к тому же основателем трех стекольных заводов в Саксонии. А вот второй, Иоганн Беттгер, слыл алхимиком. История умалчивает, за что курфюрст посадил его в тюрьму, но свое главное изобретение Беттгер сделал будучи заключенным.

https://img-fotki.yandex.ru/get/59572/458821713.3/0_21f964_9db84dc8_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/59572/458821713.3/0_21f965_cf89d6df_orig

В 1705 году ученым после двухлетних попыток удалось получить красный фарфор, который изобретатели назвали яшмовым. Это вид фарфора с высоким содержанием оксида железа до сих пор производят в Мейсене. В 1708 году Чирнхаус умер, и Беттгер продолжил изыскания самостоятельно. Он бился над созданием белого тонкостенного фарфора, но никак не мог подобрать вид глины, которая подошла бы для изготовления керамики.

Помогла случайность. Беттгер заметил, что парикмахер пудрит парики странным порошком, а не пудрой. После допроса тот сознался, что растратил деньги, которые ему выдали на пудру, и самостоятельно изготавливает ее из белой глины, добытой в карьере. Последний компонент был найден.

Алхимик также изобрел рецептуру глазури. Почти без изменений рецепт Беттгера используется и по сей день.

Подпись автора

Мера за меру

+2

9

15-летний Иоганн Фридрих Бёттгер в 1696 году  приехал в Берлин учиться аптечному делу . Способный юноша много читал, и в основном книги по алхимии — путь к золоту казался ему надежнее растирания снадобий. А король Пруссии Фридрих I верил в алхимию и очень нуждался в деньгах. Используя родственные связи в Голландии, он в огромных количествах скупал восточный фарфор. И не только затем, чтобы угодить жене Софии-Шарлотте, которая уставила изделиями из фарфора целую комнату, а потом, за нехваткой места, стала вмуровывать их в стены — получился потрясающий фарфоровый кабинет во дворце Шарлоттенбург (его можно увидеть и сегодня). Важно было и другое: Фридрих I только недавно стал королем Пруссии и должен был вставить шпильку зазнайке Августу, тоже любителю фарфора. Фарфор же был на вес золота.

https://img-fotki.yandex.ru/get/197102/458821713.3/0_21f966_5bc09dd3_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/197852/458821713.3/0_21f967_9a98930f_orig

Когда в 1701 году по Берлину пополз слух, что опыты Бёттгера якобы увенчались успехом, прусский король потребовал юношу ко двору. А поскольку незадолго до этого он приказал повесить за шарлатанство очередного придворного алхимика, Бёттгер благоразумно не стал дожидаться высокого назначения и просто сбежал. Король Пруссии назначил за поимку беглеца награду 1000 талеров (огромные деньги — а вдруг и впрямь добудет золото!). Но Бёттгер бежал в саксонский город Виттенберг, а там его нашел Август. И естественно, тут же заключил в тюрьму. Золото было нужно ему самому. Саксония была богата, но содержать Польшу и устраивать вечный праздник жизни — никаких рудников не хватит.
https://img-fotki.yandex.ru/get/53211/458821713.3/0_21f968_95fed7c5_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/197852/458821713.3/0_21f969_f6baf2a0_orig
Первое в мире научное учреждение тюремного типа было изобретено вовсе не при Сталине, а при любвеобильном Августе Сильном. Приговор беглецу Бёттгеру звучал однозначно: золото или что-то равноценное. Его переводили из крепости в крепость, иногда смягчая режим заключения, иногда выпуская к людям и даже принимая при дворе под вымышленным именем. Ну чем не секретный академик...
Наблюдать за его работой был поставлен граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз, математик, минеролог, владелец стекольного завода. У Бёттгера была теория, что на конечной стадии создания философского камня, необходимого для производства золота, температура внутри тигля должна быть выше, чем та, которую в состоянии выдержать обычный глиняный сосуд. И он занялся опытами по созданию керамики, способной выдерживать высокие температуры.

https://img-fotki.yandex.ru/get/246231/458821713.3/0_21f96a_31577211_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/99562/458821713.3/0_21f96b_3e18a0e5_orig

В 1705 году сосуд, изготовленный Бёттгером, увидел фон Чирнхауз. Постучал по нему — и обомлел. Керамика Бёттгера по своим свойствам очень напоминала фарфор. Созданный материал впоследствии назвали красным (бёттгеровским) фарфором. Он был цвета запекшейся крови. Еще одно его название — яшмовый. Он был тверд, поддавался шлифовке и гранению.
Отныне все силы были брошены на фарфор. Август Сильный увеличил финансирование. Ему не надо было объяснять ценность фарфора: он вспоминал об этом каждый раз, покупая очередную китайскую вазу.

https://img-fotki.yandex.ru/get/194503/458821713.3/0_21f96c_7a072be4_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/196070/458821713.3/0_21f96d_4f69971f_orig

И вот эта случайность,когда однажды в парикмахерской парик Бёттгера посыпали пудрой, которая пошла комками,потому как каналья-цирюльник вместо дорогой французской пудры использовал белый порошок из глины..и помогла найти последний компонент..А карьер белой глины когда-то и обнаружил купец Шнорр недалеко от Дрездена. «Шнорровская земля» по своим характеристикам оказалась не хуже китайского каолина. Добавляя кварц, алебастр, полевой шпат, Бёттгер и фон Чирнхауз в Девичьей башне Дрездена создали белую фарфоровую массу. А в 1708 году Чирнхауз умер от дизентерии. О победе же — первых изготовленных фарфоровых изделиях — в 1709 году Августу Сильному доложил Бёттгер. Все лавры достались ему. Так часто бывает в жизни: кто выжил, тот и прав.
В начале следующего года Август издал указ о создании мануфактуры.
https://img-fotki.yandex.ru/get/196631/458821713.3/0_21f96e_9dc2fd8_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/45082/458821713.3/0_21f96f_ddc1912c_orig
Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа.
Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Meissen включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры Meissen находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже.
https://img-fotki.yandex.ru/get/53145/458821713.3/0_21f970_d6db03e6_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/196631/458821713.3/0_21f971_ac70507e_orig

По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Meissen. В конце XVIII века на мануфактуре Meissen были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.

Подпись автора

Мера за меру

+3

10

Идеальным местом для секретного производства стал замок Альбрехтсбург в Мейсене, расположенный на высоком берегу Эльбы. Все подвалы и этажи были отданы под фарфор.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a3/Albrechtsburg_Meissen_.jpg/1024px-Albrechtsburg_Meissen_.jpg
Альбрехтсбург является одним из самых красивейших замков Германии и Западной Европы. Это настоящий шедевр поздней готики, яркий пример перехода от крепостной архитектуры к дворцовой. Это уже не крепость, это замок-дворец. Когда резиденцией местных курфюстов стал Дрезден, замок особо не использовался и не подвергался переделкам. В результате, до наших дней, он дошел в практически не тронутом виде. Посетителей Альбрехтсбург встречает большим изящным входом, как в настоящем дворце. Здесь много узких окон-бойниц (это такие широкие окна с ажурной деревянной резьбой).
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a8/Albrechtsburg_1885_in_Mei%C3%9Fen.jpg/800px-Albrechtsburg_1885_in_Mei%C3%9Fen.jpg
Администратором был назначен Бётт­гер. Август положил ему огромное жалованье. Но свободы не дал.Производство было объявлено строжайшей тайной. Все поступающие на фарфоровую мануфактуру давали клятву хранить ее секреты. За разглашение полагалась смертная казнь. Те, кто готовил фарфоровую массу, не знали, как работают печи, а кто занимался обжигом, не имел представления о сырье. Ну а три главных составляющих фарфоровой тайны (белая глина — каолин, добавки для плавкости и температура обжига) знали только три человека: сам Бёттгер и два его помощника. За Бёттгером всегда наблюдали, а если он выезжал в Дрезден, слежка усиливалась. И только в 1714 году, после того как мануфактура заработала без перебоев и на рынки Европы стал поступать драгоценный мейсенский фарфор, принося Августу Сильному огромные барыши, Бёттгера освободили. Но следили за ним до последнего дня — он умер в 1719 году 37 лет от роду.
https://img-fotki.yandex.ru/get/99562/458821713.3/0_21f972_44551f95_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/99562/458821713.3/0_21f973_2beb268_orig

Два великих наследника Бёттгера — скульптор-модельер (кто создает формы будущего изделия) Иоганн Иоахим Кендлер и художник Иоганн Грегор Хёральд, перенявший руководство, создали реальную славу Мейсену. Сервизы, фигуры, колокола, каминные плитки, даже надгробия — это все придумали они. Как и краски для росписи.
До середины XIX века производство оставалось в Альбрехтсбурге. Потом был выстроен отдельный комплекс, который к нашему времени значительно разросся.

В 1717 году открыли секрет росписи кобальтом. На сырую глину наносили краску, которая имела вначале зеленый оттенок; после обжига она получалась ярко-синего цвета. С помощью кобальта воспроизводили китайские мотивы. Но вскоре изделия приобрели собственный неповторимый стиль. В эти годы был создан знаменитый луковичный орнамент, посуда в «луковичном» стиле выпускается на заводе и в наше время.

https://img-fotki.yandex.ru/get/195132/458821713.3/0_21f974_6b5825e5_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/45082/458821713.3/0_21f975_47024189_orig
Вся рецептура держалась Беттгером и немногочисленными помощниками в строжайшей тайне. Работники знали только один из этапов изготовления фарфора. В 1719 году Беттгер умер. Воспользовавшись трауром, один из хранителей секрета Самуил Штольцель сбежал в Вену, где была также основана мануфактура.

Но курфюрст Август недаром имел прозвище Сильный, под угрозой смерти его люди вернули Самуила Штольцеля из Вены. Вместе со Штольцелем приехал художник Иоганн Грегориус Герольдт. Курфюст посулил ему солидное жалованье. Так начался новый этап в истории мейсенской мануфактуры.
https://img-fotki.yandex.ru/get/45704/458821713.3/0_21f976_df90f0cf_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/45704/458821713.3/0_21f977_ae235631_orig

Герольдт значительно усовершенствовал мейсенский фарфор: в рецептуре алебастр был заменен на кварц и полевой шпат, отчего изделия стали выходить после обжига белоснежными..Так как фарфор придумали китайцы, то первые десятилетия посуду расписывали мотивами, которые походили на работы мастеров из Китая. Цапли в камышах, рыбаки, цветы, сложные орнаменты — посуда в стиле шинуазри не считалась подделкой. С первых лет существования мануфактуры подчеркивалось ее немецкое происхождение.

Художник работал и в японском стиле «какиэмон». Цветовая гамма японских художников была ограничена, но Герольдт разработал новый метод получения цвета и расширил цветовую палитру до сотен оттенков.

В 1731 году в Мейсене начал работать Иоганн Иоахим Кендлер. До сих пор на мейсенской мануфактуре его считают главным скульптором предприятия. В 2006 году праздновали 300-летие со дня его рождения.
https://img-fotki.yandex.ru/get/194588/458821713.3/0_21f978_9519dfb8_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/197852/458821713.3/0_21f979_3f8b8f91_orig
Его творчество во многом повлияло на развитие фарфоровой скульптуры в Европе. За свою жизнь он создал более тысячи миниатюрных скульптур. Он ваял фигурки птиц в натуральную величину. Высоко ценятся его портреты придворных. Его фрейлины в фижмах изображены в стиле рококо, они полны живости и обаяния.

В 50-годах Кендлер стал создавать жанровые композиции: группы детей, садовников, разносчиков, пастухов. Получил известность оркестр обезьян: композиция, которая состоит из 21 статуэтки, была сделана для Людовика XV и подарена им мадам Помпадур.

Кендлер создал множество образцов столового фарфора.

Его стиль копировали все мануфактуры, которые производили фарфор. Все эти изысканные изгибы ручек в супницах, сложные украшения в форме цветов, фруктов и ангелочков стали классикой при изготовлении дорогой посуды из фарфора. Даже когда стиль рококо вышел из моды, посуда мейсенской мануфактуры продолжала подаваться на столы монарших особ.
http://xallyava.ru/images/Farfor/Meysenskiy_farfor/75d2deeb9e04421078c05e97b31f05b6.jpg
http://xallyava.ru/images/Farfor/Meysenskiy_farfor/ceb08007fb9fc6dfded68be13b9596e0.jpg
Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие Meissen тщательно берегут её мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чём не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создаётся вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.
Как и 250 лет назад, каолин для предприятия добывают недалеко от Мейсена. Городок Зейтлиц вошел в «Книгу рекордов Гиннеса» как самое маленькое горнодобывающее предприятие: здесь трудятся два человека. Они обеспечивают глиной всю мануфактуру. На предприятии работают 450 художников.

https://img-fotki.yandex.ru/get/45082/458821713.3/0_21f97a_bf605010_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/96333/458821713.3/0_21f97b_bda549d9_orig
По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используются около 10 000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Meissen производится около 175 000 типов фарфоровых предметов..
В собрании Meissen хранится 200 000 моделей майсенского фарфора разных периодов.
После Второй мировой войны фабрика Мейсен должна отойти Советскому Союзу в счет репараций, т.е. фактически прекратить свое существование. В надежде спасти фабрику, главный инженер, заменивший сбежавшего директора, пришел на прием к Екатерине Катуковой, жене начальника Советской военнной администрации в Саксонии, и попросил не вывозить производство из города, а выдать 100 гр. сусального золота для производства 50 сервизов для Советского Союза. Катукова передала просьбу мужу, а он, в свою очередь Сталину. “Отец народов”, страстный поклонник классики, распорядился выдать 300 граммов золота и заказал 100 сервизов. Фабрика осталась в городе, с тех пор там висит памятная табличка “Фрау Катукова спасла фабрику”.
http://xallyava.ru/images/Farfor/Meysenskiy_farfor/e9d66a29ac31a365a632db463c9bd1f1.jpg
http://xallyava.ru/images/Farfor/Meysenskiy_farfor/d55c0597e4874fb0a1bea69835cb5653.jpg
Нынешнее фарфоровое производство — это конвейер с несколькими сотнями работников. Пальцы формовщика творят на вращающемся круге будущую цветочную вазу. Белая податливая масса напоминает тесто. Первый обжиг сырого фарфора совершается при температуре 900°С. Изделия в глиняных огнеупорных футлярах, похожих на шляпные коробки, загружают в огромную печь. После обжига объем фигуры уменьшается на одну шестую. Потом следует глазировка — покрытие затвердевшего произведения жидким слоем глянца. Второй обжиг — при температуре 1450°С. Затем наносятся декор и позолота — и опять обжиг.
Самая сложная и трудоемкая работа — рос­пись красками. Из 800 работников мануфактуры почти половина — художники. В руке художника — тонкая кисточка, под рукой давнишнее приспособление мейсенцев — кожаная подушечка, чтобы не дрожала и не уставала рука. Второе приспособление — маленький деревянный кружочек на шпеньке: на нем чашку удобнее поворачивать и расписывать со всех сторон. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому чуть меньше 300 лет. При росписи используется около 10 тыс. оттенков, которые хранятся в строжайшей тайне.
На Мейсенской мануфактуре все делается вручную, потому изделия уникальны и стоят очень дорого. Самая простая чашечка — €50. Большая многофигурная композиция — €40 тыс., а то и больше. На роспись одной вазы у мастера уходит до 120 часов. Есть на мануфактуре мастера-художники и формовщики, которые могут повторить любой из самых прославленных образцов прошлого..
https://img-fotki.yandex.ru/get/212758/458821713.3/0_21f97c_61c2e78_orig
https://img-fotki.yandex.ru/get/53145/458821713.3/0_21f97d_5b2a0e1d_orig

Подпись автора

Мера за меру

+4


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения! » Искусство » Фарфор- "белое золото".