Официальная средняя плотность населения в Шанхае – 3800 человек на квадратный километр (заявленный пассажиропоток шанхайского метрополитена около 8,4 млн человек в день). Наши граждане, хотя бы раз бывавшие в Шанхае, удивляются тому, что в этом 24 миллионом городе так мало людей в метро и на улицах, даже в часы пик.
Для сравнения, численность населения Москвы 12 млн. человек (15 млн. с суточной трудовой миграцией), плотность населения 4800 человек на квадратный километр, пассажиропоток в московском метрополитене составляет около 6,8 млн человек в день. Люди, наблюдавшие улицы и метрополитен Москвы постоянно видят совсем иную картину.
Можно долго рассуждать об организации внутренней логистики города и путях пассажиропотока, но факт остается фактом, ни один внешний наблюдатель не может подтвердить то огромное заявленное количество населения крупнейшего китайского города, особенно в сравнении с Москвой.
Для чего, казалось бы, эти рассуждения «на глазок»? Всё довольно просто.
Китайская статистика всегда была своеобразным элементом пропаганды и способом воздействия на спекулятивные процессы в мировой экономике. Работает это довольно просто, однако не механизм этого воздействия не является объектом данной статьи.
Наша задача другая – обратить внимание на феномен населения Китая, на который неоднократно обращали внимание другие авторы: такого количества населения в КНР просто не может быть.
Официально к 6 января 2005 г., численность населения КНР достигла 1,3 млрд. человек
Логично предположить, что основная часть населения должна концентрироваться в городах, тем более что уже в 2011 году правительство КНР заявило о превышении количества городского населения над сельским. Однако, с этим в Китае имеются существенные трудности.
По данным радио Китая к концу 2011 года в Китае насчитывалось 657 городов и 19683 поселка. В 30 городах численность постоянно проживающего населения—свыше 8 млн. человек, в 13 из них она превышает 10 млн. человек [1]. Однако этим данным сложно доверять, поскольку такого понятия как город в Китае просто не существует. Поселки составляют часть волостного уровня административно-территориального деления, входящий в свою очередь в уезды, которые в свою очередь являются частью окружного уровня административно-территориальных единиц.
Официальных данных по распределению населения в КНР по населенным пунктам просто не существует.
Сколько городских округов насчитывается в Китае с численностью населения свыше миллиона человек достоверной информации нет.
Официально на окружном уровне административно-территориального деления в настоящий момент насчитывается 333 территориальных единицы: 15 округов (префектуры), 286 городских округов, 30 автономных округов, 3 аймака.
По отечественным энциклопедическим данным на 2007 год в КНР насчитывалось 32 городских округа с населением свыше 3 млн. человек, и 52 городских округа с населением свыше 1 млн. человек. Некоторые сайты сообщают, что таких городских округов-миллионщиков лишь 40. Русскоязычная Википедия сообщает о 99 городских округах с населением, превышающим 1 млн. человек, англоязычная Википедия – о 160 (однако, их список не приводится).
Предположим, что в 32 упомянутых городских округах проживает по 10 млн. человек, еще в 128 (по максимальным данным английской Википедии) в среднем по 1,5 млн. человек, а в остальных 173 городских округах, автономных округах и аймаках по 0,7 млн. человек.
Итак, считаем по приведенным выше, самым оптимистичным прикидкам: 320 + 192 + 121,1 = итого 633,1 млн человек во всех административно-территориальных единицах окружного звена.
Таким образом, численность населения КНР, даже при самых максимизированных подсчётах, не дотягивает и до половины от заявленных 1,3 млрд. человек, хотя представляется, что и эта цифра завышена. Следует отметить, что некоторые провинции Китая, например, Тибет или Внутренняя Монголия, заселены не более чем Горный Алтай и сибирская тайга. Население сосредоточено в основном вдоль тихоокеанского побережья и крупных рек.
Косвенно этот вывод подтверждает постоянно колеблющаяся статистика по потреблению мяса, молока и яиц на душу населения в КНР, которая полностью бы соответствовала общемировым тенденциям, если бы производилась именно из такого расчета.
Так кому же было нужно завышение численности КНР? Как ни странно, Соединенным Штатам Америки, которые в годы Второй мировой войны тянули марионеточный гоминьдановский Китай во все международные организации. Тогда и был придуман миф об огромной численности населения Китая, который позволял ему получить статус «Великой державы», который из ряда других бывших оккупированных и колониальных стран не сильно выделялся. Именно на этом основании Рузвельт и предлагал Китай на роль «четвертого полицейского» в Восточной Азии и на западе Тихого Океана, в своем плане мирного переустройства 1941 года. В те же годы начал раскручиваться миф о циклическом колебании населения Китая, который никак не вписывался в общемировые демографические процессы, и получали распространение и многие другие полулегендарные особенности этой страны.
Затем же в Китае под руководством Мао Цзедуна коммунисты взяли власть, в 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика. И уже новой власти не с руки было развенчивать созданный геополитическим противником миф. Советский Союз также впоследствии получил союзника в Совете Безопасности ООН, который аж до 1971 не отдавали КНР представители гоминьдановского Тайваня.
Данная статья не претендует на полную объективность и математическую точность, а призвана лишь обозначить проблему, требующую дальнейшего пристального исследования, поскольку подобные заблуждения относительно такого важнейшего показателя, как настоящая численность нашего южного соседа, могут самым отрицательным образом влиять на принятие политических решений.
- Подпись автора

