Каждый год от несчастных случаев в школе страдают 20 тысяч детей
В Омске на уроке труда школьник пробил голову однокласснику молотком. На Урале во время физкультуры третьеклассник получил травму из-за оборвавшегося каната. На Кубани ученик разбил себе голову во время игры на перемене... И все это произошло только за последнюю неделю.
Несчастные случаи — самая частая причина гибели детей на всей планете. В результате подобных инцидентов в мире каждый день уходят из жизни 2300 ребят.
Как ни прискорбно, но львиная доля трагедий с детьми происходит в стенах учебных заведений. Особенно у нас в стране: даже по официальным данным, число несчастных случаев с учениками в российских школах значительно выше, чем в Америке и Европе, — около 20 000 происшествий в год. А сколько прецедентов замалчивается и скрывается администрацией наших альма-матер, сложно даже посчитать.
Почему учеба в наши времена стала опасной для жизни, как сократить количество трагедий и защитить наших детей, разбирался корреспондент «МК».
Каждый год от несчастных случаев в школе страдают 20 тысяч детей фото: Геннадий Черкасов
По данным ВОЗ, около 90% травм, полученных детьми, происходит в результате несчастных случаев, а не аварий и катастроф. 830 тысяч детей в мире ежегодно умирают в результате подобных инцидентов. Примерно каждый шестой несчастный случай происходит в стенах учебных заведений; чаще всего трагедии случаются на переменах и уроках физкультуры.Конечно, хотя бы раз с синяком, шишкой или царапиной из школы приходил любой российский ребенок. Но на просторах виртуальной сети и из уст мамочек на детских площадках можно услышать десятки, если не сотни значительно более страшных историй о кровавых инцидентах в школе.
Школьная тропа войны
— Когда моя 12-летняя дочь поскользнулась на лестнице и сломала ногу, никто из взрослых к ней даже не подошел, — рассказывает мама одной из пострадавших школьниц. — Одноклассница побежала за медсестрой, но та отмахнулась и потребовала, чтобы дочка сама спускалась в медкабинет. А ведь она попросту не могла встать! К счастью, дочке удалось дозвониться старшему брату, который в этот момент был дома, он сам вызвал «скорую помощь», прибежал в школу и отнес сестру на руках до кареты медиков. Меня поразило в этой истории, что всем взрослым, в частности медработнику, было абсолютно плевать на моего ребенка, никто не пытался хоть как-то помочь. И дело не только в том, чтобы виновные были наказаны, а чтобы подобных случаев полного равнодушия больше не было.— С моим сыном пару лет назад произошел ужасный случай, — вспоминает еще одна родительница. — На физкультуре с ним столкнулся кто-то из мальчишек так, что ребенок упал, ударился головой и потерял сознание. Мне позвонила классный руководитель, описала ситуацию. Я тут же выехала с работы, попросив при этом срочно вызвать «скорую помощь». Когда я приехала в школу, сын полулежал на стуле в кабинете директора, медработника рядом не было. «Скорую» никто не вызвал, один из сотрудников администрации отвез нас на своей машине в травмопункт. В итоге у сына диагностировали черепно-мозговую травму — нейрохирурги больницы, куда нас доставили, были в шоке, что в школе сразу не вызвали «скорую». Естественно, я хотела писать жалобу на администрацию учебного заведения, но они пригрозили уволить классного руководителя, которая ни в чем не виновата и нам нравится.
По закону, за любой несчастный случай, произошедший в учебном заведении, отвечает его администрация. По факту, за инцидент на уроке несет ответственность учитель, а на перемене — дежурный по этажу педагог. Но современные дети сейчас настолько гиперактивны, а иногда и невоспитанны, что уследить за всеми один учитель не способен просто физически. Да и далеко не во всех учебных заведениях четко продуман и доведен до сведения учителей порядок, как нужно вести себя в экстренных случаях. К тому же из-за объединения школ в момент инцидента единственная медсестра может находиться за несколько километров, в другом здании учебного заведения. Кроме того, из-за системы подушевого финансирования современные школы переполнены детьми, при этом на персонале администрация учебного заведения всячески экономит. Также в большинстве образовательных комплексов до сих пор не оснащены нормальным оборудованием спортзалы и кабинеты труда. Все эти факторы так или иначе приводят к увеличению количества школьных травм.
— Учителя в школах всегда во всем крайние, — рассказывает бывшая учительница одной из московских школ. — Однажды у меня на уроке физкультуры во время спортивной игры мальчик поставил подножку девочке, она упала и сломала косточку одного из пальцев на стопе. Я усадила ребенка на скамейку, принесла лед, медсестры в этот день на работе не было, администрации тоже было плевать на все происходящее. Я позвонила маме девочки, но она стала на меня кричать так, как будто это я сломала ногу ее ребенку, сказала, что может приехать только через два часа, и «скорую» вызывать не нужно. В конце концов мне помог коллега, и мы отвезли ребенка в травмопункт, там сделали рентген, а затем мы доставили девочку до квартиры, куда одновременно приехала ее мать. На следующий день директор и завуч устроили мне разбор полетов, так как мама пострадавшей написала на меня жалобу. Меня лишили всех премий на год, орали так, что я потом просто сидела и несколько часов смотрела в одну точку. При этом я сделала для своей ученицы все что могла, хотя я не медработник. В результате после тех переживаний я очень скоро перестала работать в школе…
В любом случае современные образовательные учреждения не заинтересованы в том, чтобы афишировать произошедший у них несчастный случай. А родители пострадавших детей часто не хотят из-за инцидента портить отношения со школой или жалеют учителя, которого администрация делает козлом отпущения. Многим просто не до этого, так как навалившееся горе и правовая неграмотность не позволяют им инициировать проведение расследования причин и обстоятельств несчастного случая.
Несчастный случай с министерством
41-я статья Закона «Об образовании», принятого еще 4 года назад, предусматривает, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся». То есть любой ребенок, находящийся в стенах учебного заведения, должен быть защищен от различных инцидентов, которые бы угрожали его жизни и здоровью.Но реальная практика показывает, что это далеко не так. По данным Общероссийского профсоюза образования, каждый год в наших учебных заведениях происходит почти 20 тысяч несчастных случаев с детьми. И это только надводная часть айсберга: реально несчастных случаев гораздо больше. Ведь львиная доля происшествий с детьми в школах скрывается администрацией и не выходит за стены альма-матер.
К сожалению, во многом вина за школьный травматизм лежит на чиновниках Минобрнауки, которое за 4 года после появления нового Закона «Об образовании» не удосужилось издать приказ, регламентирующий все процедуры, касающиеся учета и расследования несчастных случаев с обучаемыми.
— Мы еще год назад довели до сведения Генеральной прокуратуры, что Минобрнауки в лице первого заместителя министра Натальи Третьяк не выполняет требования законодательства и свои обещания о разработке ведомственного приказа по учету и расследованию несчастных случаев с учащимися, — рассказывает Александр Тудос, шеф-редактор журнала «Охрана труда и социальное страхование». — Тем не менее прокурорская проверка не проводилась и никакие меры к виновным не были приняты. На письмо Генеральной прокуратуры РФ заместитель директора Департамента государственной службы, кадров и управления делами Минобрнауки России Б.В.Марахтанов в апреле 2016 года официально заявил, что вступление в законную силу приказа планируется на II квартал 2016 года. Но это опять оказалось обманом. Уже пошел IV квартал года, а приказ Минобрнауки России, который должен уже пройти регистрацию в Минюсте, до сих пор не появился.
По сути, документ, который никак не может выпустить Минобрнауки, должен отражать нормы расследования и учета несчастных случаев и определять требования к действиям администрации учебных заведений во время этого расследования. Кроме того, приказ должен отражать четкий порядок действий руководства в случае инцидента с ребенком, полностью регламентировать каждый шаг директора по оказанию первой помощи пострадавшему ребенку, информированию родителей и выяснению причин случившегося.
Причина нежелания чиновников исполнять свои обязанности по созданию приказа, по мнению осведомленных лиц, весьма проста. Ими руководит простое стремление упростить ситуацию и сделать ее такой, чтобы им самим было проще и легче жить и, самое главное, не нести ответственности за произошедший несчастный случай. Ведь не секрет, что несчастные случаи с детьми происходят из-за недосмотра педагогов и воспитателей, неправильной организации учебного процесса и досуга обучаемых, нарушения дисциплины и порядка. Такая «государственная политика» удобна чиновникам, ибо она создает иллюзию благополучия, которого на самом деле нет.
— Один из чиновников Минобрнауки России в приватной беседе откровенно признался: «Нам необходимо сделать такой приказ, чтобы у пострадавшего или его законных представителей было меньше возможностей предъявлять претензии и иски, в том числе материальные и моральные, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность», — пояснил Александр Тудос.
Получается, на данный момент родителям обучающихся остается только надеяться, что новый министр образования и науки Ольга Васильева и Генеральная прокуратура РФ наконец увидят проблему детского травматизма, которая не решается много лет. И смогут сделать так, чтобы приказ Минобрнауки, если он появится, не получился выгодным только чиновникам от образования: защищая работников образовательных организаций и делая виновными в несчастном случае пострадавших детей и их родителей.
- Подпись автора
アルビナ