Метро Санкт-Петербурга: история и перспективы
Петербургское метро – это больше, чем просто вид общественного транспорта. Это история и настроение города, судьбы его жителей. И вовсе не случайно девизом «Петербургского метрополитена» является фраза: «Объединяем город, сближаем людей».
Открытие петербургского метрополитена состоялось в 1955 году. Сегодня он состоит из пяти веток, состоящих из 67 станций и охватывающих весь город и Ленинградскую область. Общая протяженность его пути составляет более 100 километров. Ежегодно подземные электрички перевозят более 700 миллионов человек. По этому показателю петербургская подземка смело входит в 20-ку самых загруженных метро в мире.
Кроме того, именно метро в Санкт-Петербурге признано самым глубоким: 60 станций здесь глубокого заложения, причем две ветки – Фрунзенско-Приморская и Правобережная полностью состоят из таких станций.
Сообщение между линиями осуществляется благодаря наличию семи пересадочных узлов – двух- и трехстационным.
Из истории питерского метро
Несмотря на то, что открыто петербургское метро было в 1955 году, планы по его строительству появились еще в двадцатые годы 19 века. Еще тогда некий инженер Торгованов писал Александру I о проекте строительства тоннеля под Невой. Инженеру дали денег, но не на реализацию проекта, а с просьбой впредь не заниматься прожектерством. Чуть позже подобные идеи посещали и известного нижегородского изобретателя Кулибина.
Начальной точкой в развитии метрополитена стало строительство внутригородской железной дороги, рассчитанной на соединение между собой всех вокзалов. В начале 20 века появилось множество проектов, среди которых выделялся проект инженера, «отца метростроителей» Балинского, - все они были призваны разгрузить городские магистрали от растущего числа транспорта. Однако непомерные для городской казны того времени вложения сделали реализацию этого проекта невозможной. Позднее к вопросу строительства питерского метро вернулись уже в 30е годы.
Линии метрополитена СПб
1. Кирово-Выборгская линия
Первая построенная в Санкт-Петербурге линия метро. Она же и самая длинная во всей питерской подземке – почти 30 километров. Так как станции этой линии, особенно первая ее очередь, строились еще со сталинским размахом, то их отличают особенно торжественные и помпезные интерьеры. Всего на Кирово-Выборгской линии сегодня насчитывается 19 станций. Периодически станции метро этой линии закрываются на капитальный ремонт, так как зачастую оборудование не ремонтировалось, начиная с момента ввода их в эксплуатацию (у многих станций это 1955 год).
Станция первой очереди санкт-петербургского метрополитена. Ее ввод в эксплуатацию был осуществлен 15 ноября 1955 года. Первый поезд питерского метро прибыл именно сюда.
Станция посвящена защитникам Петрограда, о чем свидетельствуют панно «Оборона Ленинграда в 1941-1943 годах» и «Оборона Петрограда в 1919 году», выполненные известными советскими скульпторами. Кроме того, в основании купола станции есть надпись: «Доблесть защитникам Ленинграда, в битвах отстоявших город-герой, слава в веках». Хотя по первоначальному плану надпись должна была прославлять не воинов-защитников, а Сталина. Ему же должны были быть посвящены панно и скульптуры на станции. Однако станции были открыты уже после смерти вождя, когда культ его личности был сломлен. Так же произошло и с другими станциями первой очереди.
2. Московско-Петроградская
Первая очередь станций этой линии метро вступила в строй в 1961 году. С тех пор пассажиропоток здесь не стихает, и даже, напротив, год от года только возрастает. Поэтому вторая линия считается самой загруженной в питерском метро. Вместе с тем и во многом из-за этого, именно на станциях этой ветки применены все самые последние технологии. Благодаря этому интервалы между поездами на некоторых из станций достигают 90 секунд.
Станция была построена по принципу закрытого типа. Это первый мировой опыт в строительстве подобных сооружений. Станция глубокого заложения - порядка 35 метров. Здесь же впервые в ленинградском метро поставили «скоростные эскалаторы». Дизайн этой станции является воплощением стиля функционализма, свойственного временам хрущевской «оттепели», когда в архитектуре велась борьба со всевозможными излишествами.
3. Невско-Василеостровская
Со строительством этой линии метро связан интересный факт: городские власти настолько торопились построить эту ветку метро, что сделали на ней всего десять станций, планируя в будущем увеличить их количество в два-три раза. Однако планы так и остались планами, и третья линия остается самой короткой в питерском метро.
той линии принадлежит звание самой западной станции метро не только в городе, но и в стране. При этом самая восточная станция «Золотая нива» расположена в метро Новосибирска. «Приморская» находится на острове Декабристов совсем недалеко от Финского залива, отсюда и ее название.
4. Лахтинско-Правобережная
Первоначально на этой линии были открыты всего четыре станции метро – «Проспект Большевиков», «Площадь Александра Невского-2»,«Ладожская», «Красногвардейская». Немного позже список пополнился еще двумя - «Улица Дыбенко» и участком «Лиговский проспект
Нужно отметить, что с 1991 до 2009 в Лахтинско-Правобережную линию входил участок пятой линии – от Садовой до Комендантского проспекта.
5. Фрунзенско-Приморская
Отличительная черта этой линии метро – это то, сколько жителям города пришлось ждать ее открытия. Срок введения ее был отсрочен на 20 лет из-за недостатка финансирования строительства метро в конце 80-х. Южный участок этой линии, так называемый «Фрунзенский радиус» строился ни много ни мало 20 лет, да и когда был открыт, представлял собой лишь две станции. Тем не менее, сегодня эта линия активно развивается, растет. По предварительным данным на пятой линии новые станции будут открыты к 2018 году.
На данный момент является последней открытой станцией на пятой линии. Задумывалось, что эта станция будет выведена на поверхность, однако проект решили не реализовывать. В 2009 году разгорелись споры о переименовании станции в «Метростроевскую» или «Профсоюзную», тем не менее, Топонимическая комиссия города вынесла вердикт не менять название «Бухарестской» станции.
Перспективы питерского метро
схема петербургского метрополитена фото
В перспективном плане развития питерского метро обозначено строительство шестой линии – Красносельско-Калининской. Необходимость в ней действительно есть: во-первых, снять напряженность с Кировско-Выборгской линии, а во-вторых, обеспечить связь окраины районов с сетью метро. Проектирование участков началось еще в 2010 году, а сдача первой очереди шестой линии намечена на 2019-2020 год.
Вместе с тем, расширяются и другие линии метро, например, четвертая и пятая довольно активно обрастают новыми станциями. Однако говорить о скором решении транспортных проблем петербуржцев благодаря строительству метро не следует, немало примером, когда осуществление стратегических планов значительно затягивалось.