Сейчас многие родители сами провоцируют учителей на усложнение программы и ужесточение требований. Большинство мам и пап выбирают «сильную школу», «сильного педагога», хотя на деле такой педагог может демонстрировать диктаторские замашки и совсем не заботиться о психическом и физическом здоровье детей. Результат не заставляет себя долго ждать. Дети начинают болеть, а любая болезнь — это естественная реакция организма на переживания.
Ребeнок в первом классе больше всего нуждается в ощущении БЕЗОПАСНОСТИ. Это единственное условие, при котором возможно развитие его способностей. Если ваш ребенок — «маленький гений», который умеет читать с трeх лет, но формировался он лишь в домашних условиях в окружении взрослых, не нужно отдавать его в школу в шесть лет в надежде, что он закончит ее через пару лет экстерном. Тут важны не «знания-умения-навыки», а способность ребeнка адаптироваться к изменившейся обстановке, к детскому коллективу и к повышенным нагрузкам.
До семи лет у ребенка просто не созревают те мозговые структуры, которые отвечают за анализ текстов и распознавание символов, даже если ребeнок с четырeх лет умеет читать. В этом возрасте в психике ребенка преобладает игровая мотивация, а для того чтобы хорошо учиться, у малыша должна превалировать учебная.
Удивительно, но особенно сильно амбиции родителей проявляются в воспитании девочек. По крайней мере, первоклассницы, которые кроме школы посещают еще курсы иностранного языка, музыкальную школу (обязательно!), танцы и изостудию, встречаются чаще, чем первоклассники. Мальчиков обычно приводят в спортивную секцию и, к сожалению, далеко не всегда в ту, в которую хочет сам ребенок, — чаще туда, куда ходил или хотел ходить папа.
Всегда трезво оценивайте актуальные способности ребенка. Если в детском саду ваш малыш увлекался конструированием и лепкой, скорее всего, у него хорошо пойдет сложная программа по математике, но легкой жизни с иностранными языками ждать не стоит. Обычно с овладением иностранным языком и чтением рука об руку идет музыка. Тот, кто любит рисовать, скорее всего, будет испытывать сложности с математикой (в силу принятой у нас в стране методики преподавания).
Постарайтесь учесть все это, когда будете определяться с профилем школы. Если всего примерно поровну, но ребенок часто болеет, плохо переносит перемены, насторожен и стесняется, лучше отдайте его в обычную школу с самой лояльной учительницей, которую только сможете найти. И совершенно не волнуйтесь — со временем, когда окрепнет, он все наверстает.
Главный принцип: школа для вас, а не вы для школы.
Вы можете настаивать на соблюдении буквы и духа закона: домашние задания в первом классе недопустимы в любой форме, оценки не должны фигурировать ни на словах, ни в журнале. Всю начальную школу подготовка к урокам не должна занимать более 40 минут в день, а также недопустимы домашние задания с пятницы на понедельник (кроме иностранного языка, который преподается не каждый день).
Как уже говорилось, главная задача ребенка в начальной школе — не столько овладеть какой-то суммой знаний, сколько получить важные социальные навыки, узнать что-то новое о себе и об окружающем мире, научиться контактировать с людьми. Поэтому, согласитесь, лучше находиться в спокойной и доброжелательной обстановке, чем получить гастрит, обучаясь в престижной гимназии. Здоровый ребенок выучит все, что ему нужно, но немного позже — то есть вовремя.
Детский психолог Катерина Дёмина.
- Подпись автора
Ad pulchritudinem ego excitata sum, elegantia spiro et artem efflo ©