Лагуна - Форум для общения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения! » Искусство » Ростовская финифть


Ростовская финифть

Сообщений 1 страница 10 из 14

1

К северо-востоку от Москвы, на берегу живописного озера Неро, одиннадцать веков стоит город Ростов Ярославский. Издавна славился он творениями выдающихся зодчих и народных умельцев – мастеров иконописи и декоративной росписи по дереву, вышивки и керамики.
Финифтью в Древней Руси называли эмаль, древнейшую технику, применяемую в ювелирном искусстве, а также изящные художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Отсюда и пошло название промысла.
Слово «финифть» греческое и означает в переводе «блестящий камень». При ее создании массу стеклянного порошка, разведенного водой, наносят на искусно обработанную металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть – тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. Она хрупка, но не боится ни сырости, ни жары, ни времени.
В создании большинства произведений принимают участие два человека: живописец и ювелир, обрамляющий изображение тонким узором металлической филиграни и зерни.
До середины XIX века финифтяных дел мастера создавали преимущественно культовые предметы: накладки на обложки богословских книг, потиры и чаши, митры и посохи, крестики и небольшие иконки. Работы этого времени отличались жизнеутверждающим колоритом, яркой декоративностью и удивительно народной трактовкой сюжетов. К концу прошлого столетия промысел стал вырождаться. На смену уникальным изделиям пришли шаблонные образки и украшения для церковной утвари.
Ростовская финифть возродилась в первые годы советской власти. Для восстановления промысла много сделал известный советский художник С. Чехонин, давший новую жизнь забытым приемам и формам XVII – XVIII вв. Он создал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. Эти мотивы легли в основу многих произведений последующих поколений ростовских эмальеров. Коробочка, выполненная в этом стиле Н. Карасевым, была отмечена наградой на Международной выставке 1937 года. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе высокую оценку получили изделия живописцев И. Солдатова, В. Горского, А. Кокина, ювелира В. Солдатовой. В наши дни на фабрике «Ростовская финифть» наряду с заслуженным мастерами работают талантливые молодые художники и ювелиры, выпускники специальных художественных учебных заведений. Они смело используют традиционные приемы исполнения; проявляя индивидуальный творческий почерк, вводят новые мотивы в цветочно-орнаментальные композиции, разрабатывают тематические сюжеты.
Современные мастера создают самые разнообразные изделия. Это не только миниатюрные пудреницы, коробочки, броши, кулоны или серьги, но и более крупные пластины, плашки и даже панно.
На эмалевых панно в манере древнерусской живописи художники воссоздают эпизоды легендарных битв русских воинов с иноземными захватчиками, сценки народной жизни, фольклорные сюжеты, романтические панорамы Ростова Великого, лирические пейзажи, композиции на современные темы.
На изящных ювелирны украшениях под кистью мастера расцветают букеты из полевых цветов, сочные георгины, венки из ромашек и колокольчиков.
Каждая работа художников-мастеров становится подлинным произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому не случаен успех ростовской финифти не только у нас в стране, но и за рубежом – на международных выставках и ярмарках в Польше, Болгарии, Канаде, Испании и многих других странах. Лучшие изделия ростовских эмальеров представлены в музеях Ростова, Москвы и Ленинграда.
Красочное, одухотворенное искусство ростовской финифти, уходящее корнями в народные представления о прекрасном, продолжает дарить радость людям.
1) А.А. Хаунов, Л.Н. Матакова
Коробочка «Ростов». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1976г.

В.Д. Котков
Панно «Ростовский кремль», панно «Ростовские звоны». Расписная финифть, филигрань, зернь, медь, серебрение, оксидирование. 1982г.
http://s7.uploads.ru/t/PzlvF.jpg
2)А.А. Хаунов, Л.Н. Матакова
Коробочка «Цветение». Расписная финифть, филигрань, медь, зернь, серебрение, оксидирование. 1979г.

Н.А. Карасев
Коробочка «Цветы». Расписная финифть, филигрань, медь, золочение. 1937г.
http://s7.uploads.ru/t/OcxDs.jpg
3)А.А. Хаунов, Л.Н. Матакова
Ювелирный гарнитур «Цветы Ростова», браслет «Росинка». Расписная финифть, филигрань, зернь, медь, серебрение, оксидирование. 1982г.
http://s3.uploads.ru/t/ZbsF0.jpg
4)Т.С. Михайленко, Л.Н. Матакова
Ювелирный гарнитур «Сюрприз». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1980г.

Н.А. Куландин
Портрет жены декабриста Ивашева. Расписная финифть, медь, серебрение, оксидирование. 1977г.
http://s3.uploads.ru/t/I0MlX.jpg

Отредактировано Синеглазка (18-02-2016 10:08:57)

+2

2

5)А.А. Хаунов, Л.Н. Матакова
Коробочка «Свадебная». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1982г.

Б.М. Михайленко
Подвески-ароматницы. Расписная финифть, медь, мельхиор, серебрение. 1982г.

Б.М. Михайленко
Кольцо «Воспоминание». Расписная финифть, сердолик, медь, мельхиор, филигрань. 1981г.

Т.С. Михайленко, Л.Н. Матакова
Ювелирный гарнитур «Жемчужный». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1981г.
http://s3.uploads.ru/t/UAsuN.jpg
6)Потир. Серебро, позолота, филигрань, зернь, финифть. XIX в.
http://s2.uploads.ru/t/anEtb.jpg
7)Оклад. Серебро, позолота, чеканка, канфарение, финифть. XVIII в.
Митра. Глазет, бархат, жемчуг, стекло, финифть. XIX в.
http://s6.uploads.ru/t/6PWBI.jpg
8)А.А. Хаунов
Панно-триптих «За землю русскую». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1982г.
http://s2.uploads.ru/t/hPZ9V.jpg
9)Н.А. Куландин
Панно «Ледовое побоище». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1982г.
http://s3.uploads.ru/t/JwThj.jpg

Отредактировано Синеглазка (18-02-2016 10:16:33)

+1

3

10) Н.А. Куландин
Миниатюра «А.В. Суворов». Расписная финифть, филигрань, медь, мельхиор. 1979г.

Миниатюра «Богдан Хмельницкий». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1979г.
http://s7.uploads.ru/t/LF9XK.jpg
11)Н.А. Куландин
Пластина «Свидание». Расписная финифть, филигрань, медь,серебрение, оксидирование . 1973г.

Панно «Жницы». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1972 – 1973гг.
http://s6.uploads.ru/t/DAdNy.jpg

Отредактировано Синеглазка (18-02-2016 10:19:17)

+1

4

Синеглазка, краство)

+1

5

Эва Лорд|0013/8b/ae/74-1455613483.jpg написал(а):

Синеглазка, краство)
Подпись автораПодарки:

Спасибо, для вас всех стараюсь!

0

6

12)А.А. Хаунов, Л.Н. Матакова
Коробочка «На Ишне». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1980г.

Н.А. Куландин, Л.Н. Матакова
Коробочка «Охота». Расписная финифть, филигрань, медь,серебрение, оксидирование . 1972 – 1973гг.
http://s6.uploads.ru/t/0CT7n.jpg
13)Б.М. Михайленко
Коробочка «Проводы зимы». Расписная финифть, филигрань, медь, серебрение, оксидирование. 1982г.

А.А. Хаунов, Л.Н. Матакова
Коробочка «Тройка». Расписная финифть, филигрань, медь,серебрение, оксидирование . 1982г.
http://s7.uploads.ru/t/DfKCt.jpg
14)Н.А. Куландин
Плашка «Прощание». Расписная финифть, филигрань, медь,серебрение, оксидирование . 1978г.
http://s3.uploads.ru/t/jT2ZI.jpg
15)А.А. Назаров
Коробочка «Юбилейная». Расписная финифть, филигрань, медь,золочение . 1937г.
http://s7.uploads.ru/t/W7liG.jpg

Отредактировано Синеглазка (18-02-2016 10:30:29)

0

7

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали - «финифть» - происходит от греческого «фингитис», что переводится как «светлый, блестящий камень». Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей.
В Ростове искусство огненного письма известно с 17 века. Соперничать с ростовскими мастерами могут только эмальеры из Лиможа. Лиможские эмали известны уже более 800 лет. Но и они очень высоко ценят ростовских мастеров, особенно их живописные миниатюры.

ЦАРСКАЯ ФИНИФТЬ

В истории культуры Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть. Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме.
В 1760-х гг. мастер Гавриил Елшин «писал шапки», т. е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры - головного убора священника во время церковной службы. Такие дробницы с изображениями Спасителя, святых или сцен из Евангелия поясняли содержание священного предмета. Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Их краски, казалось бы, вобрали в себя торжественность и пышность интерьера русского православного храма эпохи барокко. Своей цветовой насыщенностью и блеском они не уступают окружающим их жемчугу и бирюзе, парче и бархату, золоту и серебру.
Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы. Ростовские эмали первой половины XIX в. удивительно легкие и воздушные. Большое внимание уделялось светотеневой моделировке ликов. Пунктирная проработка объема с тончайшими тональными переходами, поглощающими границы форм, подчеркивалась контрастными сопоставлениями цвета одежд.
Постепенно произошел отказ от ориентации на академическую живопись того времени в пользу традиционного православного образа. Для многих миниатюр середины и второй половины XIX века были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты. Их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. В ростовскую финифть они привнесли свое мировоззрение, свои понятия о красоте и иконе.
Представленное этими мастерами направление можно назвать народным промыслом. В 1880-х гг. в Ростове в финифтяном производстве были заняты 166 человек. Ростов снабжал образками почти все монастыри России. Работая на скупщика, мастер в день расписывал от 500 до 800 пластинок. Зарабатывая 60 копеек. Из них десять уходило на эмаль и уголь для обжига, а еще две — на краски. Чистый дневной заработок составлял 48 копеек. В творчестве финифтяных мастеров начала ХХ в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, но иконы часто выполняются иначе, чем прежде, в них чувствуются как влияния символико-реалистической живописи, так и модерна.
Явление Богоматери
преподобному Сергию Радонежскому
Вторая половина XIX в.
http://s6.uploads.ru/t/luN52.jpg

0

8

Святители Иаков и Димитрий
Середина XIX в.
http://s2.uploads.ru/t/1Kula.jpg
Первая половина XIX в.
http://s3.uploads.ru/t/iI1wf.jpg
Работа А. Всесвятского
Конец XVIII - начало XIX вв.
http://s2.uploads.ru/t/4c2su.jpg
Св. митрополит Алексий
Начало XIX в.
http://s3.uploads.ru/t/CgYUF.jpg
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ФИНИФТЬ

После 1917 года искусство народных промыслов в целом и ростовской финифти в частности стало явлением советской культуры. Запрет привычной иконописной тематики побудил мастеров к поиску иного пути в решении задач декоративного порядка.
В становлении советского стиля в финифти важную роль сыграл автор эскизов к агитационному фарфору известный художник С.В. Чехонин (1878 – 1936), по рисункам которого выполнялись изделия того периода. Рядом с изящными цветочными композициями, украшавшими броши, значки, шкатулки, пудреницы, рамки для фотографий и другие предметы, в орнаменте ростовской финифти появляются серп и молот, пятиконечная звезда, картуши, ленты, колосья и лозунги первых послеоктябрьских лет
В 1925 году мастерами создаются произведения, посвященные памяти В.И. Ленина. К таким работам относится значок в форме щита. Написанный в коричневых тонах портрет Ленина размером всего 1,5 х 1,0 см (овал) отличает исключительная тонкость рисунка и блестящая техника миниатюрного письма. Колосья ржи в сочетании с элементами советской эмблематики — золотой звездой, серпом и молотом, лозунгом на черной ленте: «Твои заветы будут вечны» — дополняют композицию изображения.
В 1930-е годы в стремительно и динамично развивающемся промысле, стилевые изменения которого можно проследить по десятилетиям, укрепилось два основных направления: полихромная цветочная роспись на разнообразных ювелирных изделиях и предметах домашнего обихода и сюжетная миниатюрная живопись — портреты, пейзажные композиции, копии с картин известных художников.
Совсем иными живописными качествами отличались выставочные произведения, имевшие большой успех благодаря мастерству исполнения и своеобразию финифтяного колорита. Не удивительно, что артель «Возрождение» принимала участие в международных выставках: в 1937 году — в Париже, где искусство ростовской финифти представляли портретные эмали А.А. Назарова, Д.И. Евдокимова и Н.А. Карасева, в 1939 году — в Нью-Йорке.
Во второй половине 30-х годов главными темами становятся «образы великих вождей коммунизма — Ленина и Сталина, героические события эпохи гражданской войны, необычайное своим богатством социалистическое строительство, стахановское движение, челюскинская и папанинская эпопеи, перелет через Северный полюс, события на озере Хасан и многое другое».
Та часть произведений, что не попала в музейные коллекции, сохранилась в очень малом количестве. Об этом свидетельствует отсутствие в антикварных магазинах живописи на эмали этого периода.
Сегодня каждая эталонная финифтяная работа 1920 – 30-х годов имеет музейное и коллекционное значение и представляет огромный интерес, особенно учитывая крайнюю редкость таковых.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ФИНИФТИ

Филигранное оформление придает изделиям из финифти особую красоту. Филигрань (скань) - это сочетание двух элементов, из которых создается оправа – это тонкая образующая кружево из металла скрученная проволока и мельчайшие шарики (зернь).
Материалом для изготовления скани служат чистые металлы и их сплавы: золото, серебро, медь. Внедрение современного оборудования для изготовления скани значительно облегчает труд квалифицированных мастеров – филигранщиков.
Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием. Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку. На подготовленную таким образом пластинку наносится рисунок и начинается живопись.
Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется «малевкой». Затем следует обжиг в муфельной печи при температуре до 800 градусов. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы «утопают» в ней. Потом вторая прописка - и снова обжиг. И так несколько раз.
Оправа для финифти паяется серебряным припоем. Гальваническое покрытие оправы драгоценными металлами – золотом, серебром с последующим цветным оксидированием. Сочетание опыта эмальеров прошлого с современными технологиями нанесения эмалей и применение оригинальных печей для обжига позволяет создать блестящую, играющую огненными бликами эмальерную пластинку. На подготовленную таким образом пластинку наносится рисунок и начинается живопись. Первый слой красок кладется самыми широкими кистями и называется «малевкой». Затем следует обжиг в муфельной печи при температуре до 800 градусов. Эмаль при этом снова расплавляется, а термостойкие краски, накрепко соединяются с эмалью, как бы «утопают» в ней. Потом вторая прописка - и снова обжиг. И так несколько раз.
В муфельной печи многие краски меняют свой цвет и художник должен предугадать, почувствовать какими они будут после обжига.
Так рождается образец ручной росписи, несколько раз побывав под лупой и в жаре муфеля гармонично связанный с предметом, который он украшает, будь то оклад Библии или изящная шкатулка.
http://s2.uploads.ru/t/J3w8c.jpg
http://s3.uploads.ru/t/yvTJ2.jpg
http://s6.uploads.ru/t/BWRIo.jpg
http://s2.uploads.ru/t/RA2hn.jpg

Отредактировано Синеглазка (18-02-2016 10:44:34)

0

9

СОВРЕМЕННАЯ ФИНИФТЬ

ЗAO «Фабрика «Ростовская финифть»

На сегодняшний день в технике художественной эмали в России работает более 250 художников, но именно в Ростове Великом сложились многовековые традиции живописи по эмали, поэтому именно Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и прозрачность цвета.
Не одну сотню лет ростовцы сохраняют этот промысел, поколения живописцев и ювелиров сменяют друг друга в мастерских и - в жизни. Промысел живет, совершенствуется. Технология ростовской финифти утвердилась окончательно, которая сохранена фабрикой «Ростовская финифть».
В ассортименте фабрики «Ростовская финифть» насчитывается около 400 наименований выпускаемых изделий.
По своей тематике они подразделяются на пять направлений. Это - ювелирные украшения, интерьерные предметы, сувениры, иконопись, подарки. Следуя традициям, выработанным мастерами прошлых десятилетий, современные художники с успехом продолжают работать в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах.
С начала 90–х. годов прошлого века произошло возобновление и забытой на длительное время иконописной миниатюры.
Современные мастера создают не только обрамления для иконописной миниатюры, но и сложные по технике исполнения произведения с перегородчатой и расписной эмалями.
Возродился интерес к эмалевой иконе, к финифтяным изделиям, украшающим, как и прежде, предметы церковного обихода. На это было получено благословение Патриарха Всея Руси Алексия II.
Здесь вы можете найти прекрасные, написанные с благоговением, иконы. Особое внимание уделено образам Спасителя и Богородицы. Среди икон фабрики вы можете встретить Казанский, Владимирский, Ярославский, Иверский образ Богородицы, такие замечательные иконы как «Неувядаемый цвет», «Серафимо-Дивеевское Умиление», образ Богородицы «О тебе радуется…», «Нечаянная Радость», «Благодатное небо», образ Богородицы «Нерушимая стена», «Прибавление ума», «Оранта», образ Богородицы «Неупиваемая Чаша» и многие другие.
Каждый может заказать образ тезоименитого святого, своего небесного покровителя, или просто образ святого, особо почитаемого на Руси: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, великомученика Пантелеимона и других (причём икона может быть любого размера - от нагрудного образка или крестика до большой иконы с житием святого).
На фабрике выпускается огромное количество Евангелий, Библий, молитвословов, псалтирей, разные виды литургических наборов, митр, венчальных корон - то есть предприятие выпускает всё, что необходимо для церкви.
Изделия фабрики находятся в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее и других музеях России.
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» обладает одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2,5 тыс. миниатюр XVIII-XX вв.
Одним из наиболее недавних значительных свершений ростовских эмальеров было исполнение заказа на реставрацию финифтяных дробниц для резной сени, оформляющей вход в Кувуклию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Евангелие
http://s6.uploads.ru/t/yTCv0.jpg
Крест напрестольный
240х120 мм
http://s7.uploads.ru/t/7oOCD.jpg
Икона "Богоматерь Казанская"
225х190х28 мм
http://s2.uploads.ru/t/4hteA.jpg
Кубок
http://s6.uploads.ru/t/ISva3.jpg
Икона "Св. Князь Дмитрий Донской"
http://s7.uploads.ru/t/j1bam.jpg

Отредактировано Синеглазка (18-02-2016 10:50:06)

0

10

Коробочка "Вдохновение"
http://s7.uploads.ru/t/hN095.jpg
Тарелка портрет "Пётр I"
http://s3.uploads.ru/t/wZAV1.jpg
Коробочка "Города Золотого Кольца России"
http://s2.uploads.ru/t/luY7P.jpg
Тарелка "Зима"
http://s6.uploads.ru/t/zHOfi.jpg
Брошь "Цветок"
http://s2.uploads.ru/t/MgoL0.jpg

Отредактировано Синеглазка (18-02-2016 10:56:15)

+1


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения! » Искусство » Ростовская финифть