Достаточно интересное для меня открытие...
Удивительнее всего то, что это произведение имеет много поклонников. Существует даже целый фэндом по этой книге.
Одна из рецензий на книгу с сайта на котором она выложена:
"Mari89" писал(а):
Книга шедевр. Ничего подобного никогда в жизни не читала. После прочтения просто переполняли эмоции и не хотелось начинать читать что-то новое. Это действительно шедевр. Она безусловно сложная, но стоит расчитаться. Затянет...очень затянет, а потом не захочет отпускать. Я ее прочитала 3 месяца назад, но все равно возвращаюсь мыслями к ней. Советую.
Эту книгу называют "самой потрясающей", шедевральной, восхитительной, невероятной, замечательной, "картиной, содержащей массу элементов, каждый из которых прописан старательно и искусно, но, тем не менее, в общую композицию они не складываются"...
История появления этой книги вовсе удивительна и напоминает миф. Мне кажется, что эта история выдумана - такой вот маркетинговый ход. Дескать, автор (ни разу не писательница, а просто аниматор), много лет вынашивала эту историю, начиналось всё не с самой истории, а с отдельных ея героев. Поначалу Мариам их рисовала, затем стала записывать их истории... Книгу Мариам написала "в стол" и затем единственный ея экземпляр... подарила какому-то другу. Тот подарил ещё кому-то... В конце-концов, пройдя через ряд рук, через несколько лет книга была прочитана. Тот кто её прочёл, отдал редактору со словами, что не знает автора. Автора долго разыскивали, так как загорелись желанием издать книгу. Потом разыскали. Марьям взяла у издательства год на доводку книги, но этого времени оказалось мало - и всё же книга была доведена до ума. В авторском варианте книга называлась "Дом который..." Издатель настоял на переименовании книги. Сама Мариам считает, что новое название не говорит ни о чём, зато первоначальное перекликается с английским стихотворением "Дом который построил Джек"...
Что же это за книга такая, о которой столько восхищённых отзывов, у которой столь удивительная история появления и вокруг которой образовался целый фэндом, будто у фэнтезийной вселенной, или культового сериала?
Около половины книги прослушал на аудио. Пару слов о чтеце. Исполняет Игорь Князев. Кроме безусловно талантливого чтения в озвучке используется мастерски подобранный музыкальный ряд. Однозначно - это аудиоисполнение - шедевр. Игорь - очень талантливый чтец. Он прочувствовал всех героев книги (а их немало) и характер каждого передал в прямой речи. Поистине получилось чтение по ролям в исполнении одного человека - очень мастерски. Рекомендую этого исполнителя всем любителям аудиокниг!
Теперь собственно о книге. Согласен со всеми хвалебными рецензиями на неё. Книга действительно событие в русскоязычной литературе. Однозначно талантливое произведение. Это такое социальное фэнтези (впрочем, фантастическая составляющая в книге не самое главное. Сами фантастические мотивы появляются в произведении едва ли не с середины и, собственно, не занимают основного места в ней, ИМХО). Основа - психологическое исследование закрытого коллектива и личностей в нём. В книге показаны два периода жизни героев - их детство в доме-интернате для детей-инвалидов и последний год перед выпуском. Оба периода разбиты на отдельные главы и перемешаны внутри книги - сначала глава об одном периоде, затем о втором, потом снова о первом и т. д.
По ходу повествования показано как меняются внутренне воспитанники Дома. Все характеры очень живые и самобытные. Мне доводилось немного бывать в таком заведении и общаться с подобными детьми... Многое узнаваемо...
Многие рецензенты писали, что по ходу чтения влюбляешься в героев, начинаешь их чувствовать, жить их жизнями. Это действительно так. Атмосфера Дома (я не говорю об "Изнанке", скорее о первом - не фантастическом уровне Дома) пленяет, захватывает. Теперь мне понятно появление фэндома вокруг произведения. Действительно, очень талантливо описанный мир. Внутренний мир коллектива. А фантастическая часть Дома (его "Изнанка") при желании может быть трактована как аллегорический приём Мариам, показывающий коллективные мифы обитетелей закрытого социума (к слову, "Изнанка" каждому видится немного по другому, ИМХО).
Единственно что лично мне не понравилось в произведении - брутальный реализм антиэстетики. Я, знаете, достаточно трепетно отношусь к гигиене и лично мне претил на протяжении всего повествования этот дух ношеных носков, грязи под ногтями, вони немытых тел, спаньё на чужих кроватях (длительное время нестиранных) и пр. и пр. Этого в книге предостаточно. Где-то к середине привыкаешь (человек привыкает ко всему), но всё равно гадко. Зато очень реалистично. В реальных таких заведениях так по сути и есть (бывает и хуже - гной, струпья и пр.) Но это ведь не документальное повествование, а художественное произведение... Можно было бы, ИМХО, и поменьше этого физиологизма. Ну да ладно - это моё личное восприятие.
К минусам могу отнести обилие сигарет и спиртного в Доме. Как-то не верится. Курят там почти все воспитанники (причём не только старшие). И курят одну за одной. Это представьте сколько денег уходит на курево! А откуда они у детей из детдома, которых почти никто не навещает и среди которых только девушка Крыса выходит в "Наружность" (так на жаргоне воспитанников Дома называется мир за его двором)? В книге упоминается, что эта Крыса и снабжает ребят сигаретами. Но опять-таки несостыковка. Во-первых, откуда бы они столько денег брали (курят они очень много)? Во-вторых, это ж сколько бедной Крысе бы пришлось на себе блоков таскать? Контейнерами, наверное? Да и слишком часто пришлось бы выбираться в "Наружность" - практически сновать туда-сюда. Потом алкоголь - то же самое - не показано откуда его берут. А его там много. И это не только самодельные напитки из спирта и чего-то ещё, там и настоящие вина и прочее присутствует. При отсутствии денег и посещения дома теми, кто мог бы что-то такое принести (а посещают Дом только родители и то очень редко) этого алкоголя у воспитанников быть не могло. Так что в эти штрихи Дома я, говоря по Станиславскому, "не верю".
Также несколько неубедительно выглядит почти полная вседозволенность групп - особенно у Крыс с их постоянными ножами и бритвами. Что-то сомнительно, чтобы администрация хоть какого дома-интерната такое терпела.
Впрочем, книга-то не реалистическая, а подчёркнуто гротескная. Там по сути описывается некий условный мир. Главное достоинтсво произведения - живость характеров (вот где так и хочется крикнуть "верю!"), достоверность описания процессов в закрытом социуме и исследование психологии личности.
Книга очень психологична и действительно талантлива.
Отредактировано Esaulets (10-12-2014 14:29:33)
- Подпись автора
В нашей жизни не столько важно положение, в котором мы находимся, сколько направление, в каком мы движемся.
Оливер Уэнделл Холмз (1809-1894), американский поэт