Форум для общения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для общения! » Искусство » Икебана


Икебана

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Икэбана («икэ» — жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икэбаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икэбаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икэбане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икэбаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками и уделяя особое внимание самым простым и скромным растениям.

Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого — вот кредо истинных художников икэбаны. Их творения в этом смысле напоминают японские стихи хайку: их отличают те же краткость, глубина и совершенство.

Искусство икэбаны в современной Японии является одним из самых популярных, оно осознается как символ национального своеобразия и как воплощение высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Однако японцы любое занятие доводят до профессионального совершенства, они ни в чем не выносят дилетантизма, каждый занимается своим делом как профессионал.

Обманчивые представления о легкости и общедоступности искусства икэбаны, к сожалению, нередко приводят к тому, что за пределами Японии оно становится, в сущности, псевдоискусством. На Западе икэбана рассматривается порой как легкое и приятное занятие в свободное время, тогда как в Японии это искусство продолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкого обучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икэбана остается не только необходимым элементом национальной культурной традиции, но и совершенной моделью мироздания.

Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируется в икэбане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икэбаны выражено наиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов — «ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиля икэбаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основными конструктивными элементами.

Икэбана развивается в рамках определенных школ и стилей. Наиболее известными в Японии признаются три школы: Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Первой школой развития Икэбаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине 15 века Икенобо Сенкеем — священнослужителем буддийского храма Какудо в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор культивируют старые стили икэбаны, такие как стиль Рикка и Сека. Икэбана в стили Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.
http://s6.uploads.ru/t/BAQLP.jpg
http://s2.uploads.ru/t/6nA8P.jpg

Охара

Школа Охара основаная в 1897 году привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кензанах).
http://s2.uploads.ru/t/E1SUA.jpg
http://s2.uploads.ru/t/J7H6i.jpg

Согэцу

Школа Соцэгу (яп. — «Трава и Луна») — наиболее современная из школ, возникла в 1927 году. Отличие этой школы — применение в икэбане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икэбаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.
http://s3.uploads.ru/t/Wsg2C.jpg
http://s3.uploads.ru/t/bCyIl.jpg

Отредактировано Синеглазка (21-03-2016 09:47:48)

+4

2

Синеглазка, всегда восхищалась этими творениями, спасибо за темку  :cool:

+1

3

Ягодка|0013/8b/ae/63-1453703597.jpg написал(а):

Синеглазка, всегда восхищалась этими творениями, спасибо за темку 
Подпись автора
Подарки:

Рада, что тебя заинтересовала данная тема. Обожаю затрагивать творческие темы, так как я сама - творческий человек.

0

4

Название искусства составления цветочных композиций — икебана или икэбана — имеет несколько вариантов перевода с японского языка на русский. Это и «воскрешение растений», и «вторая жизнь цветов», и, буквально, «цветок в композиции». Считающаяся классическим японским искусством, икебана возникла более шести веков назад как буддийский ритуал. Принято считать, что начало аранжировке цветами положил принц Сётоку, проживавший в 574-662 годах, который активно содействовал развитию буддизма в стране. Совершая подношения в храмах, буддисты уделяли особое внимание их символизму. Поэтому каждое сочетание растений в композициях имеет свой собственный смысл. Познающих икебану учили «искусству умирания».
К середине XV века икебана постепенно утратила прежнее религиозное содержание, всё более воспринимаемая как особое искусство. Тем не менее, налёт ритуальности остался, и до сих пор он подразумевается в контексте композиций. Первые мастера икебаны и их ученики относились к священникам, позже в их число вошла аристократия, чтимая столь же высоко. Как известно, традициям в Японии отводится большое значение, поэтому до сих пор умение составлять композиции из цветов воспринимается как некое сакральное знание.
http://s7.uploads.ru/t/9flSb.jpg
Со временем в Японии возникли разные школы икебаны, сформировались новые стили. Появившееся как религиозный ритуал, осуществляемый особыми людьми, по прошествии многих лет искусство икебаны стало народным. Отличная от европейских традиций, где букеты производятся в «массовом» порядке, японская икебана — это особая аранжировка цветов, базирующаяся на побегах и листьях, которые оформляют малым количеством цветков. Контейнер, который использован для композиции, становится также одним из её ключевых элементов.
Изначально основой композиции считали два основных элемента. Две ветки или побега символизировали Небеса и Землю. В середине VII века, когда Япония попала под влияние конфуцианства, цветочная «магия» стала основываться на форме треугольника со сторонами разной длины, которые обозначают побегами. Третьей опорной точкой стал символ человека.
Важным моментом в икебане является «шусшо», то есть врождённая природа растений. Японцы заметили, что у каждого растения есть свой «характер», он определяет обычный путь его роста и развития.
Существуют заповеди икебаны, которые строго соблюдаются её мастерами. Вот они:
Икебана через совершенство растительных линий отражает формы природы, это её главная задача. Композиции представляют собой настоящие произведения искусства, однако именно форма и изгибы, а не сочетание цветов и красок. Каждый мастер икебаны помнит, что цветы могут раскрыть свою красоту только в том случае, если их грамотно расставить, тогда даже в одном цветке может быть передана вся гармония мира и величие окружающей природы.
Начиная создавать композицию, в душе нужно говорить с каждым цветком и каждым растением. Не стоит переживать и сомневаться в результате. Следует успокоиться и сосредоточиться на составлении аранжировки. Конечно же, надо бережно и аккуратно относиться к растениям. Однако во имя создания прекрасной композиции не нужно бояться отрезать лишние цветы, листья и веточки. Ведь только таким способом можно наилучшим образом выразить красоту элементов, ставших основой композиции.
Для современной икебаны не столь важно, соблюдается ли правило нечётного количества составляющих композицию элементов. Не стоит обращать на это внимание. Самое главное — баланс и гармония аранжировки. Такие ветки и листья, как у туи или папоротника, не следует ставить полностью в профиль или анфас. Им нужно придать небольшой наклон или поворот.
Если в композиции присутствуют изогнутые ветки, их надо ставить так, чтобы верхние концы смотрели не вниз, а вверх. Но это правило не распространяется на букеты свободной формы. В начале нужно создать гармонию между вазой и растительным материалом композиции, освещение и обстановка только подчеркнут прелесть икебаны.
В том случае, если в икебане присутствуют яркие цветы и ветви, то ваза должна быть одноцветной. Напротив, если главным элементом станет ваза, то ветки и цветы нужно подбирать спокойные по окраске, чтобы они не отвлекали на себя внимание.
http://s3.uploads.ru/t/DAflJ.jpg
При составлении икебаны избегают симметричного расположения веток и цветов, а также не допускают, чтобы между ними было одинаковое расстояние. Иначе композиция получится монотонной. И обязательно нужно продумать, что станет выполнять роль «изюминки» в композиции.
Основных стилей экебаны-четыре. Это:
Стиль Татебана
Стиль Рикка
Стили Нагеирэ и Морибана
Стиль Сёка

Отредактировано Синеглазка (21-03-2016 09:53:15)

+1

5

Стиль Татебана
http://s2.uploads.ru/t/qv4SD.jpg
Наиболее древней считается традиция создания композиций из цветов под названием «татебана». Этот вид икебаны, самый старинный из всех, является основополагающим. Главным принципом создания композиции в татебане является вертикальное, прямостоящее положение цветов в вазе, и только под тяжестью листьев или плодов может возникнуть горизонтальная линия или изгиб.
Первоначально трёхцветочная, со временем икебана приняла новые формы — появились композиции из большего числа цветов: пяти, семи и даже девяти элементов композиции. Однако количество элементов оставалось нечётным. Неизменным осталась суть икебаны — приверженность одному из основных постулатов буддизма, который говорит об эфемерности и недолговечности красоты, бренности и краткости жизни человека.
Икебана - цветочная композиция в стиле Татебана тесно связана с японской традицией приносить дар возле изображения Будды. Этот обычай носит название «куге». Согласно ему, возле изображения ставят три обязательных предмета: подсвечник, специальный сосуд, в котором сжигают ритуальные благовония, а также небольшая ваза, в которой вертикально установлены цветы — татебана. Композиция целиком называется «мицугусоку». Сегодня её можно увидеть только в буддистских храмах.
В Японии стиль «татебана» почитают выше остальных, потому что именно он лежит в основе икебаны. В прошлом тесно связанная именно с религией, со временем татебана пришла в быт, став мирским искусством. Она стала играть самостоятельную роль, не связанную с приношением даров. Ещё одной заслугой татебаны считается то, что благодаря ей люди научились получать эстетическое наслаждение от любования красотой цветов, составленных человеком в причудливые композиции.
С годами татебана стала принимать всё более свободные формы, а позже преобразилась в рикка (стоящие цветы) — ещё одно направление современной икебаны.

0

6

Стиль Рикка

Древний стиль икебаны, рикка, за долгую историю не раз претерпевал изменения. Первоначально композиции в стиле рикка были предназначены для больших помещений, таких, как храмы, дворянские дома, жилища самураев или купцов. Они свидетельствовали о благородстве и богатстве хозяев. Вслед за ростом роскошности архитектуры возрастала пышность композиций рикка.
В основе композиций рикка — традиционный разносторонний треугольник, как символ совершенства и гармонии. В массивных и громоздких аранжировках используется большое количество растений, ни одно из которых не должно опираться о края или стенки сосуда. Как будто на едином стволе, растения возносятся вертикально из воды на высоту до полутора метров общим пучком, ширина которого достигает 1,3 метра. Сам ствол от 8 до 15 сантиметров, он состоит из стеблей всех растений, прижатых тесно друг к другу. Перед созданием композиции стебли очищают внизу от листьев и веток.
http://s7.uploads.ru/t/X6icj.jpg
Рикка имеет строгий регламент по числу элементов, входящих в композицию, а также их расположения. Каждый цветок или растение, входящие в рикка, обладает собственным назначением. Поскольку создание рикка — очень трудный и долгий процесс, им занимаются только мастера высокого класса, которые всю свою жизнь посвятили этому делу. Как правило, секреты мастерства они получают по наследству.
Рикка может иметь различные очертания. Обычно она ставится в глубокой вазе, у которой сильно расширена горловина. В прошлом в моде были удлинённые композиции, когда высота на десять процентов превышала ширину. Но классическими считаются формы, при которых оба измерения примерно одинаковы.
При составлении композиции ветви размещаются так, чтобы сохранить баланс в разных частях аранжировки. В то же время, во избежание монотонности, необходимо уделить внимание контрастам. Эффектность придают группы листьев красивой формы и достаточно больших по размеру, а также цветы в центре.
В настоящее время насчитывается до трёх десятков стилей рикка, плюс многочисленные вариации. Традиционная рикка делится на две категории, с прямостоящей и наклонной верхней частью. Прямостоящая рикка может иметь веерную, округлую, треугольную форму или очертания эллипса.

0

7

Стили Нагеирэ и Морибана

В прошлом веке в Японии стали развиваться новые направления составления композиций цветов. Стиль нагеирэбана (нагеирэ) появился в противовес строгому стилю рикка. Если рикка, следуя обрядовым требованиям, символизировал помпезность и театральность, то нагеирэ следовал первоначальной идее икебаны — любование цветами.
Стиль нагеирэ повторяет естественный рост живых растений. Согласно ему, цветы должны стоять в вазе непринужденно, свободные от любых правил; а стебли участвующих в аранжировке растений должны свободно опираться о края сосуда.
http://s7.uploads.ru/t/JdMjp.jpg
Нагеирэ может быть прямостоячим, свисающим, наклонным, настенным, лежачим. Он имеет много форм. Особо любимы людьми были висячие композиции в вазах, напоминающих лодки. Такие аранжировки каждый мог повесить в своём доме, поэтому они получили особое развитие.
Собирательный стиль аранжировки нагеирэ в начальный период развития икебаны включал в себя все композиции, которые были выполнены не в стиле рикка. В XVIII веке к этому направлению относились: «нагеирэ», то есть «брошенные в воду цветы», «чабана», то есть «чайные цветы», а позже — «сёка», то есть асимметричный трёхцветочный стиль. Позже каждый из этих стилей стал развиваться самостоятельно.
Стиль морибана, сочетая в себе отдельные элементы рикки и нагеирэбаны, отражает то, как западная цивилизация влияет на мир Востока. Особенность этого стиля — букеты в низких и плоских вазах. Поэтому такие букеты легко установить в условиях европейского интерьера. Этим морибана отличается от Морибана, фициально-торжественного рикка и натуралистического, предназначенного для японских жилищ нагеирэ.
Морибана, по сути, моделирует в миниатюре кусочек японской природы или определённый пейзаж. Поэтому в ней в значительно большей степени допускается использование полевых цветов и зелёных растений.
При составлении композиций в стиле морибана непременно используется кензан. Аранжировки в стиле морибана устанавливают в гостиных, в кабинетах и в спальнях. Нужно следить, чтобы букет гармонировал с обстановкой жилища.
Композиции в стилях и нагеирэ, и морибана являются трёхлинейными структурами. Основное различие в них — высота сосуда, в котором формируется аранжировка. Морибана использует низкие вазы, а нагеирэбана — высокие.
http://s6.uploads.ru/t/jiH24.jpg
Огромную роль в создании композиций стилей икебаны играют концентрация, качество и вариации цвета. Для контраста и разнообразия цвет можно сгустить или разбавить. Но всегда должно соблюдаться основное правило — гармонии и единства.

Отредактировано Синеглазка (21-03-2016 09:58:53)

0

8

Стиль Сёка

Стиль сeка появился в начале XVIII века, в середине периода Эдо. Сёка развился из рикки, когда этот помпезный стиль уже терял актуальность из-за своих строгих ограничений. Развитие искусства икебаны требовало либерализации аранжировки, более свободного выражения замысла художника, привлечения в композиции новых видов растений и создания более понятных и доступных аранжировок.
Стиль сёка, по сути, представляет из себя упрощённый стиль рикка. Он имеет много общего с нагеирэбаной, хотя относительно этого стиля может считаться более сложным. Сёка — также ассиметричный трёх цветочный стиль. Три элемента символизируют вселенную, гармонично сочетаясь друг с другом.
В вазе устанавливаются три ветки таким образом, чтобы соединяющие вершины линии образовали треугольник со сторонами разной длины. Главная ветвь - цветочная композиция в стиле сёка должна занимать центральное место. Вторая ветка наклонена вперёд, влево или вправо. Третья наклоняется назад, влево или вправо, но обязательно в противоположную от второй ветви сторону. Мастер должен создать зрительное равновесие.
Длина центральной ветки должна быть больше, чем размер вазы, от полутора до трёх раз. Вторая ветка — два трети от первой, а третья — в половину от второй. В композиции отчётливо видны три группы растений, при этом они не должны переплетаться между собой, но составить в итоге сбалансированное гармоничное целое. Общее количество веток, трав и цветов в совокупности должно быть нечётным.
При составлении композиции в стиле сёка стебли в вазе расставляются так, чтобы они все вместе выходили из неё, образовав как бы сплющенный по сторонам единый «ствол» высотой до 10 см., выше этой отметки растения должны расходиться, заняв соответствующее положение. На держателе они размещаются в единую линию.
Необходимо особое внимание уделить технике укрепления растений в сосуде. Дело в том, что при стиле сёка растения не должны ни на что опираться — ни на края горловины вазы, ни на её стенки.
http://s2.uploads.ru/t/inBjS.jpg

0

9

http://s2.uploads.ru/t/ns3g7.jpg
Композиции из цветов в бутылках.

Довольно часто можно встретить декоративные бутылки с фруктами, используемы для декорирования кухонь. Но совсем не обязательно наполнять такие бутылки фруктами или овощами. Гораздо декоративней смотрятся цветы. Такие бутылки обычно наполняются крепким раствором соли, чистым спиртом, уксусом, раствором глицерина или формалином. Так как формалин достаточно токсичное вещество, лучше его все-таки не использовать. Цветы обычно консервируют в растворе глицерина. Для создания композиции нужна прозрачная бутылка красивой формы. Ее надо хорошо вымыть и продезинфецировать кипятком. Растения можно заложить сразу, расщепив стебель, и залить раствором глиценина и воды в пропорции 1:2. Для лучшего эффекта до закладки в бутылку растения можно на несколько дней поставить в такой раствор, что бы они пропитались им. Затем закладываете цветы в бутылку, осторожно палочками расправляете их, осторожно заливаете раствором и герметично запечатываете горлышко. Горлышко можно дополнительно украсить шпагатом, лентой или залить сургучом.
http://s3.uploads.ru/t/zLC2P.jpg
http://s7.uploads.ru/t/m1IGV.jpg
http://s7.uploads.ru/t/Jx9tu.jpg
http://s3.uploads.ru/t/m6eCp.jpg

Отредактировано Синеглазка (21-03-2016 10:10:25)

+3

10

Вау, какая красота!!!

+1

11

Ягодка|0013/8b/ae/63-1453703597.jpg написал(а):

Вау, какая красота!!!
Подпись автора
Подарки:

Согласна, мне тоже очень нравятся подобранные композиции. Сделано все со вкусом.

+1

12

Очень красиво! Я когда-то работала в строительной фирме, хозяин которой вдруг увлекся растениями. Сейчас его фирма с растениями процветает, а тогда было только начало. И я несколько раз наблюдала, как девочки делали букеты. Искусству композиции их, видимо, учили, так что букеты были дивно хороши. Не икебана, возможно, но очень похоже. Вот эта асимметрия определенно была. Помню, какими удивительными казались мне эти букеты.

Подпись автора

Всем моим ошибкам есть оправдание: я живу в первый раз!

+1

13

ИринаС|0013/8b/ae/53-1457521172.jpg написал(а):

Очень красиво! Я когда-то работала в строительной фирме, хозяин которой вдруг увлекся растениями. Сейчас его фирма с растениями процветает, а тогда было только начало. И я несколько раз наблюдала, как девочки делали букеты. Искусству композиции их, видимо, учили, так что букеты были дивно хороши. Не икебана, возможно, но очень похоже. Вот эта асимметрия определенно была. Помню, какими удивительными казались мне эти букеты.
Подпись автораВсем моим ошибкам есть оправдание: я живу в первый раз!
Подарки:

Спасибо за приятный отзыв о моей теме. Не зря значит стараюсь.

+1

14

Синеглазка, интересная тема! :cool:

Подпись автора

Я пишу, что думаю... не нравится не читайте!))))

+1

15

Синеглазка, интересно и познавательно. Особенно мне цветы в бутылках понравились!
А сама ты пробовала что нибудь такое сотворить?
______________________________
http://s1.uploads.ru/zEmfs.jpg

Подпись автора

БА - ДУМ - ТСС!!

+1

16

#p173851,Julja|0013/8b/ae/12-1460116119.jpg написал(а):

Синеглазка, интересная тема!

Спасибо. По мере возможности, буду в дальнейшем создавать подобные творческие темы на форуме.

0

17

#p182118,Мила|0013/8b/ae/20-1460569277.jpg написал(а):

Синеглазка,  интересно и познавательно. Особенно мне цветы в бутылках понравились!
А сама ты пробовала что нибудь такое сотворить?

Согласна, мне тоже очень понравилась тема. Икебану никогда не пробовала делать. Для этого нужно знать определенные секреты создания и дизайна подобных творений. Зато раньше в школе гербарий делала.

+1

18

осенняя икебана

http://s0.uploads.ru/IBhS7.jpg
http://s1.uploads.ru/m8Y7M.jpg
http://s5.uploads.ru/kxAQl.jpg
http://sg.uploads.ru/B7mlN.jpg

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

+1


Вы здесь » Форум для общения! » Искусство » Икебана