Лагуна - Форум для общения!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения! » Мышление » Логика... Логика! Логика? Практикум .


Логика... Логика! Логика? Практикум .

Сообщений 11 страница 20 из 94

1

Тема создана для упражнений в логических построениях.
Данный пост  будет корректироваться по мере уточнения  правил темы)

Все мы часто говорим о своем логическом мышлении.
А, собственно,  действительно ли в своих рассуждениях  все используют правила логики,
или считается, что  сравнить два понятия, сделать вывод
вполне достаточно , чтобы считать свое построение- логическим?

Ищем логику, псевдологику, доказываем логичность или не логичность)

Назначение логики

Логика не поставляет своею целью открытие истин,
а ставит своею целью доказательство уже открытых истин.
Логика указывает правила, при помощи которых могут быть открыты ошибки.
Вследствие этого, благодаря логике можно избежать ошибок.
Поэтому становится понятным утверждение английского философа Дж. С. Милля,
что польза логики главным образом отрицательная.
Её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок.
Вследствие этого практическая важность логики чрезвычайно велика.
«Когда я принимаю в соображение, – говорит Дж. С. Милль, – как проста теория
умозаключения, какого небольшого времени достаточно для приобретения полного
знания её принципов и правил и даже значительной опытности в их применении,
я не нахожу никакого извинения для тех, кто, желая заниматься с успехом
каким-нибудь умственным трудом, упускает это изучение.
Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления;
она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас
думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем.
Я убеждён, что в современном воспитании ничто не приносит большей пользы
для выработки точных мыслителей, остающихся верными смыслу слов и предложений
и находящихся постоянно настороже против терминов неопределённых и
двусмысленных, как логика».
Многие часто ссылаются на так называемый здравый смысл и говорят:
«Да ведь ошибки можно находить без помощи логики, посредством лишь одного
здравого смысла». Это, конечно, справедливо, но часто бывает недостаточно
найти ошибку, нужно ещё объяснить её, уметь точно охарактеризовать и даже
обозначить её. Иной знает, что в том или другом умозаключении есть ошибка,
но он не в состоянии сказать, почему это умозаключение нужно считать ошибочным.
Это часто возможно сделать только благодаря знанию правил логики.

Логика имеет также значение для определения взаимного отношения между науками.
Различие между науками, например математическими, физическими и историческими,
может стать ясным только в том случае, если мы рассмотрим различие методов
познания с логической точки зрения.

Теоретический материал по теме

1.логические ошибки хорошо сгруппированы
2.Основные логические ошибки кратко
3.ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни)мышления
4.

Формальная & Индуктивная  логика

Для того чтобы понять, в чём заключается различие между формальным и индуктивным
направлением в логике, заметим, что называется материальной и формальной истинностью.
Мы считаем какое-либо положение истинным материально, когда оно соответствует
действительности или вещам. Мы считаем то или другое заключение истинным формально
в том случае, когда оно выводится с достоверностью из тех или иных положений, т.е.,
когда верен способ соединения мыслей, самое же заключение может совсем
не соответствовать действительности.

Для объяснения различия между формальной и материальной истинностью
возьмём примеры, нам даются два положения:
Все вулканы суть горы
Все гейзеры суть вулканы
Из этих двух положений с необходимостью следует, что «все гейзеры суть горы».
Это заключение формально истинно, потому что оно с необходимостью следует
из двух данных положений, но материально оно ложно, потому что оно
не соответствует действительности; гейзеры не суть горы.
Таким образом, умозаключение истинное формально может быть ложным материально.

Но возьмём следующий пример:
Все богачи тщеславны
Некоторые люди не суть богачи
След., некоторые люди не суть тщеславны.

Это заключение истинно материально, потому что действительно
«некоторые люди не суть тщеславны», но оно формально ложно,
потому что не вытекает из данных положений. В самом деле, если бы было сказано,
что только богачи тщеславны, тогда о всяком не-богаче мы сказали бы,
что он не тщеславен. Но у нас в первом положении утверждается:
«все богачи тщеславны»; этим не исключается, что и другие люди могут быть
тщеславными.
В таком случае можно быть небогатым и в то же время быть тщеславным;
из того, что кто-нибудь не есть богач, не следует, что он не может быть тщеславным.
Из этого ясно, что указанное заключение не вытекает из данных положений необходимо.
Те правила, которые указывают, когда получаются заключения истинные формально,
мы можем назвать формальными критериями истинности;
те правила, которые определяют материальную истинность,
мы можем назвать материальными критериями истинности.
Формальная логика по преимуществу изучает те отделы логики, в которых может
быть применяем формальный критерий истинности.
Индуктивная логика, в противоположность формальной логике,
по преимуществу разрабатывает те отделы, в которых применяется материальный критерий.

0

11

308235,750 написал(а):

"Зеленый" - не является ограничивающим определением лягушки.
Только при наличии ограничивающего определения лягушки возможно утверждать,
что то, что соответствует этому определению, является лягушкой)

о как)

Не ограничивающим, неверное слово, а достаточным.
Необходимое ( зеленые) , но недостаточное условие, чтобы определить, что это именно лягушка, только лягушка, а не что либо иное.

Ведь спать ушла, а ты )))))
Обнимаю, теперь точно ушла)))

Подпись автора

Я никогда не могла дать ясное определение того, что такое феминизм.
Я только знаю, что меня называют феминисткой всякий раз, когда я не позволяю вытирать о себя ноги.

Ребекка Уэст (1892—1983), английская писательница.

0

12

308236,761 написал(а):

Не ограничивающим, неверное слово, а достаточным.
Необходимое ( зеленые) , но недостаточное условие, чтобы определить, что это именно лягушка, только лягушка, а не что либо иное.

Ведь спать ушла, а ты )))))
Обнимаю, теперь точно ушла)))

Ладно, пусть достаточное, здесь я дилетантка,
не спорю, читать нужно, повторять определения.
Поищу еще задачки))))

Доброй ночи!))))

0

13

308236,761 написал(а):

Не ограничивающим, неверное слово, а достаточным.

Вот.
здесь, на мой взгляд, источник не соответствия.
Ты, насколько я понимаю, исходишь из абсолюта- наличие любого условия опровергает безусловность.
Однако, безусловность не  берется также по абсолюту, это определение
применяется к сфере человеческих отношений, в частности  используется
в абстрактном понятии "безусловная любовь".

Как следовало из процесса определения той  же лягушки,
нужны достаточные критерии, на основании которых возможно определить
объект лягушкой, имея перечень критериев.
   Аналогично, на мой взгляд, следует поступать и в данном случае.
Для данного конкретного разговора определить, что  возможно посчитать безусловной любовью,
не калечащей личности жертвами и прочими неврозами.

По сути, безусловности вообще в природе не существует.
Любое соединение происходит при определенных условиях.
Триединство:наличие потребностей, процесс достижения, стабильное состояние.
Допустим, как возникают химические соединения. Как взаимодействует все в природе.
Как образуются вселенные, планеты, галактики, объекты социума. Везде один закон.
   Где- то в "кроличьей норе" есть фрагмент. Достаточно было задать
три условия для объединения фрагментов, и хаотические детальки начали
образовывать структуры.
В природе  все на все влияет, но при этом у определенных структур при  определенных
условиях достигаются стабильные состояния (опять таки- условно стабильные)

То есть, безусловности вообще не существует.
Но возможно определить критерии  для определения соответствия чего- либо тому,
чего мы от этого объекта желаем))))
   В данном случае необходимо определить критерии, при которых
взаимоотношения возможно считать безусловной любовью)

0

14

308190,750 написал(а):

Все мы часто говорим о своем логическом мышлении.

сразу 2 допущения ложны:
не ВСЕ
не ЧАСТО
:dontknow:

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

15

логические ошибки хорошо сгруппированы  - наша версия, советских ученых середины 20го века

ЗДЕСЬ

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – ошибки, связанные с нарушением логической правильности рассуждений.
Состоят в том, что утверждается истинность ложных суждений (либо ложность истинных суждений), или логически неправильные рассуждения рассматриваются как правильные (либо логически правильные рассуждения – как неправильные), или недоказанные суждения принимаются за доказанные (либо доказанные – за недоказанные), или, наконец, неверно оценивается осмысленность выражений (бессмысленные выражения принимаются за осмысленные либо осмысленные – за бессмысленные).
Эти аспекты познавательных ошибок могут различным образом сочетаться друг с другом (напр., принятие бессмысленного суждения за осмысленное обычно бывает связано с убеждением в его истинности).

Логические ошибки изучались уже Аристотелем в соч. «Опровержение софистических аргументов». На этой основе в традиционной логике, начиная с трудов схоластов, было разработано подробное описание логических ошибок.
В соответствии с выделяемыми в традиционной логике частями доказательства логические ошибки были подразделены на ошибки в отношении:
(1) оснований доказательства (посылок),
(2) тезиса и
(3) формы рассуждения (демонстрации, или аргументации).

К числу ошибок типа (1) относится прежде всего ошибка ложного основания, когда в качестве посылки доказательства принимается ложное суждение (эта ошибка называется также основным заблуждением, ее лат. название – error fundamentalis).
Поскольку из ложных суждений по законам и правилам логики могут быть выведены в одних случаях ложные, а в других – истинные следствия, постольку наличие в числе посылок ложного суждения оставляет открытым вопрос об истинности доказываемого тезиса.
Частным случаем этой ошибки является такое использование (в качестве посылки доказательства) некоторого суждения, требующего для своей истинности определенных ограничительных условий, при котором это суждение рассматривается безотносительно к этим условиям, что приводит к определенной ложности.
Другой случай этой же ошибки состоит в том, что вместо некоторой нужной для данного доказательства истинной посылки берется более сильное суждение, являющееся, однако, ложным (суждение А называется более сильным, чем суждение В, если из А в предположении его истинности следует В, но не наоборот).

Весьма распространенным видом логической ошибки типа (1) является ошибка недоказанного основания; она состоит в том, что в качестве посылки используется недоказанное суждение, в силу чего недоказанным оказывается и тезис доказательства.
К числу ошибок этого вида относится т.н. предвосхищение основания или «предрешение основания» (лат. название – petitio principi), суть которого состоит в том, что за основание доказательства принимается суждение, истинность которого предполагает истинность тезиса.
Важным частным случаем petitio principi является круг в доказательстве.

В традиционной логике все логические ошибки подразделяются на непреднамеренные – паралогизмы и преднамеренные – софизмы.

Учение традиционной логики о логических ошибках охватывает все основные виды логических дефектов в содержательных рассуждениях людей.
Средства современной формальной логики позволяют лишь уточнить характеристику многих из них.

В связи с развитием математической логики понятие логической ошибки естественно распространяется на случаи ошибок, связанных с построением и использованием рассматриваемых в ней исчислений, в частности, всякая ошибка в применении правил образования или преобразования выражений исчисления может рассматриваться как логическая.

Источником ошибок в мышлении являются различные причины психологического, языкового, логико-гносеологического и иного характера.
Появлению логических ошибок способствует прежде всего то, что многие логически неправильные рассуждения внешне похожи на правильные.

Немаловажную роль играет также и то, что в обычных рассуждениях не все их шаги – суждения и умозаключения, в них входящие, – обычно бывают выраженными в явной форме.
Сокращенный характер рассуждений часто маскирует неявно подразумеваемые в нем ложные посылки или неправильные логические приемы.
Важным источником логических ошибок является недостаточная логическая культура, сбивчивость мышления, нечеткое понимание того, что дано и что требуется доказать в ходе рассуждения, неясность применяемых в нем понятий и суждений.
Сбивчивость мышления бывает тесно связана с логическим несовершенством языковых средств, применяемых при формулировке тех или иных суждений и выводов.

Источником логических ошибок может быть также эмоциональная неуравновешенность или возбужденность. Питательной средой для логических ошибок, особенно для ошибки ложного основания, являются те или иные предрассудки и суеверия, предвзятые мнения и ложные теории.

В борьбе с логическими ошибками немаловажное значение имеет использование средств логики.
Эти средства дают должный результат в тех областях, где фактический материал позволяет осуществить предписываемое формальной логикой уточнение формы рассуждений, выявление опущенных звеньев доказательств, развернутое словесное выражение выводов, четкое определение понятий.
В этих областях применение логики является эффективным средством устранения сбивчивости, непоследовательности и бездоказательности мышления.

Дальнейшее развитие средств логики – уже в рамках математической логики – привело к оформлению строгой теории дедуктивного вывода, к логической формализации целых разделов науки, к разработке искусственных (напр., т.н. информационно-логических) языков.

Вместе с тем выяснилось, что чем сложнее область исследования, тем сильнее проявляется неизбежная ограниченность формально-логических средств.
Средства логики сами по себе, как правило, не гарантируют правильности решения научных и практических вопросов;
при всей их необходимости они дают должный эффект лишь в комплексе всей практической и познавательной деятельности человечества.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. М., 1954, гл. 6;

2. Уемов А.И. Логические ошибки. Как они мешают правильно мыслить. М., 1958.

Б.В.Бирюков, В.Л.Васюков

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

+1

16

308253,27 написал(а):

сразу 2 допущения ложны:
не ВСЕ
не ЧАСТО

Не вредничай, хочу и буду обобщать! :D

0

17

Основные логические ошибки кратко(№2)
Автор: Энтони Уэстон (Anthony Weston), профессор философии,
декан философского факультета Элонского университета (США).
Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Свернутый текст

Две основные логические ошибки
1. Одна из наиболее часто встречающихся логических ошибок —
наше навязчивое желание делать вывод на основании очень небольшого количества фактов.
Например, если у первого встреченного мной араба был вспыльчивый характер,
я могу поспешить с выводом, что у всех арабов вспыльчивый характер.
Это — логическая ошибка обобщения на основании неполной информации.

Чтобы оградить вас от этой ошибки, примеров должно быть несколько:
вы не можете сделать вывод обо всех студентах вашего вуза, судя только
по себе и своему соседу по комнате в общежитии.

Примеры эти должны быть репрезентативными: вы не можете сделать
вывод обо всех студентах вашего вуза, судя только по вашим друзьям,
даже если у вас их много. Также требуется дополнительная информация:
если вы делаете вывод выборке из 30 человек, вы также должны сообщить,
сколько студентов всего (30? 30 000?)

Аргументация со ссылкой на авторитет требует, чтобы авторитет не делал
слишком широкого обобщения: он должен располагать информацией или
обладать компетенцией, позволяющей ему делать утверждения,
на которые вы ссылаетесь. Кроме того, даже если мы нашли одну
возможную причину события, не следует предполагать, что мы тем
самым нашли его действительную причину.
Другие причины могут оказаться более вероятными.

2. Вторая часто встречающаяся логическая ошибка —
неспособность увидеть альтернативы.
Из того факта, что события А и Б кажутся связанными, не следует,
что А является причиной Б. Ведь Б может являться причиной А;
что-то другое может являться причиной как А, так и Б;
А может являться причиной Б, и Б являться причиной А;
или А и Б могут оказаться вообще не связанными.

Эти альтернативные объяснения могут остаться незамеченными,
если вы примете первое пришедшее вам в голову объяснение.
Не спешите: как правило, существует намного больше
альтернативных объяснений, чем вы думаете.

Мы также часто не замечаем альтернатив, когда принимаем решения.
Две-три возможности находятся на поверхности, и мы рассматриваем только их.
В своем знаменитом трактате «Экзистенциализм — это гуманизм»
философ Жан-Поль Сартр рассказывает об одном своем студенте,
который во время оккупации Франции нацистами должен был
выбирать между тем, чтобы отправиться в рискованное путешествие в Англию,
где он хотел присоединиться к движению «Свободная Франция»,
и тем, чтобы остаться со своей матерью в Париже, где он мог заботиться о ней.

Сартр рисует такую картину, как если бы этот молодой человек должен
был или поставить на карту все ради побега в Англию — и таким образом
бросить свою мать, или полностью посвятить себя ей и отказаться от надежды
бороться с нацистами. Конечно же, были и другие возможности.
Он мог остаться со своей матерью и все-таки помогать «Свободной Франции»
в Париже; он мог остаться со своей матерью на год и попытаться обеспечить ее,
постепенно подготовив свой отъезд.

Думать ли нам о его матери как о совершенно беспомощной, эгоистичной
и жадной женщине? Или она, вероятно, все-таки была патриоткой и,
возможно, даже была способна позаботиться о себе сама? Спрашивал ли он
ее когда-нибудь, чего хочет она? Поэтому, скорее всего, у этого студента
были и другие возможности.
Старайтесь расширить список возможностей, которые вы рассматриваете, —
и никогда не сужайте его!

Наиболее распространенные логические ошибки
Ad hominem («к человеку»). Атака на личность авторитета, а не на его компетентность.

Ad ignorantiam («к невежеству»). Аргументация, которая доказывает,
что утверждение истинно, поскольку не было показано, что оно ложно.
Классический пример — слова, сказанные сенатором Джозефом Маккарти,
когда его попросили предъявить факты для поддержки выдвинутого им обвинения,
что некий человек является коммунистом: «У меня немного информации по этому
вопросу, за исключением того общего заявления компетентных органов,
что в его досье нет ничего, чтобы исключало его связи с коммунистами».

Ad misericordiam («к жалости»). Апелляция к жалости в качестве довода,
со ссылкой на особые отношения: «Я знаю, что я провалил все экзамены,
но если я не окончу курс, мне придется повторно проходить его летом.
Вы должны дать мне его закончить».

Ad populum («к толпе»). Апелляция к эмоциям толпы; также призыв к
человеку согласиться с мнением толпы. Например: «Это все делают!».
Ad populum — это хороший пример плохой аргументации со ссылкой на авторитет:
не приводится никаких доводов, показывающих, что «все» —
это информированный и беспристрастный источник.

Non sequitur («не следует»). Приход к выводу, который не является логическим
заключением из имеющихся фактов. Самое общее определение плохой аргументации.
Попробуйте выяснить, что именно в данной аргументации кажется не так.

Petitio principii: латинское название предвосхищения основания.

Post hoc, ergo propter hoc («после этого, значит, по причине этого»).
Выведение причинности на основании простой последовательности во времени.

Безоговорочное определение: определение понятия словами,
которые кажутся простыми, но на самом деле эмоционально окрашены.
Безоговорочные определения могут быть эмоционально окрашены и
с целью «приукрасить» понятие: например, определяя «консерватора»
как «человека, имеющего реальные взгляды на человеческие возможности».

Ложная дилемма: сужение числа рассматриваемых вами возможностей
всего до двух, часто резко противоположных и несправедливых к людям,
против которых эта дилемма направлена. Например: «Не нравится — убирайтесь!»
Вот более тонкий пример из студенческой работы: «Поскольку вселенная
не могла быть создана из ничего, она должна была быть создана разумной
жизненной силой». Является ли посредничество «разумной жизненной силы»
единственной возможностью? Ложная дилемма часто использует
эмоционально окрашенный язык; она также, очевидно, не учитывает альтернатив.

Ложное основание: общее определение сомнительного вывода
о причине и следствии.

Наведение на ложный след: введение посторонней или второстепенной
идеи и тем самым отвлечение внимания от основной идеи. Как правило, «ложный след»
— это проблема, о которой люди имеют устойчивые мнения; поэтому-то и
предполагается, что противник не заметит, как его внимание было отвлечено.
При обсуждении относительной безопасности разных моделей автомобилей,
например, проблема выбора между отечественными и импортными автомобилями
— это «ложный след».

Огородное пугало. Карикатурное изображение взглядов противника,
с тем чтобы его легко можно было опровергнуть.

Отравление колодца. Использование эмоционально окрашенного
языка с целью принизить аргументацию, прежде чем даже упомянуть о ней:
«Я убежден, что вас не собьют с толку несколько болтунов, которые так
и не избавились от предубеждений относительно…»
Или более тонко: «Ни один по-настоящему чуткий человек не думает, что…»

Отрицание антецедента: ошибка в дедукции формы

Если М, то Н.
Не- М.
Поэтому не- Н.

В высказывании «если М, то Н» М называется «антецедентом»,
а Н — «консеквентом». Вторая посылка modus tollens отрицает консеквент.
Отрицание антецедента, с другой стороны, приводит к неправильной форме.
Истинный вывод не гарантирован, даже если посылки истинны. Например:

Когда на дорогах гололедица, почта опаздывает.
На дорогах нет гололедицы.
Поэтому почта не опоздает.

Хотя почта опоздает, если дороги обледенеют, она может опоздать и
по другим причинам. Эта аргументация не учитывает альтернативных объяснений.

Подтверждение консеквента: ошибка в дедукции формы

Если М, то Н.
Н.
Поэтому М.

В высказывании «если М, то Н» М называется «антецедентом»,
а Н — «консеквентом». Вторая посылка modus ponens подтверждает
(доказывает) антецедент (проверьте).

Подтверждение консеквента, с другой стороны, приводит к неправильной форме.
Истинный вывод не гарантирован, даже если посылки истинны. Например:
Когда на дорогах гололедица, почта опаздывает.
Почта опаздывает.
Поэтому на дорогах гололедица.

Хотя почта опоздает, если дороги обледенеют, она может опоздать
и по другим причинам. Эта аргументация не учитывает альтернативных объяснений.

Предвосхищение основания: неявное использование вывода в качестве посылки.

Бог существует, поскольку об этом говорится в Библии, которая, как мне
известно, истинна, потому что ее написал Бог!

Переписав эту аргументацию в форме «причина — следствие», вы получите:

Библия истинна, потому что ее написал Бог.
Библия говорит, что Бог существует.
Поэтому Бог существует.

Чтобы защитить утверждение об истинности Библии, утверждается,
что ее написал Бог. Очевидно, однако, что если Бог написал Библию,
то Бог существует. Эта аргументация предполагает (предвосхищает)
именно то, что она пытается доказать.

Слово-хамелеон: изменение значения слова в процессе аргументации таким
образом, что ваш вывод может быть сохранен, однако его смысл радикально изменится.
Как правило, такой маневр предпринимают в ответ на контрпример.

А: Всякое обучение — это пытка.
Б: А как насчет обучения логике? Тебе же это нравится!
А: Ну, это и обучением назвать нельзя.

Здесь «обучение» — слово-хамелеон. Ответ А на возражение
Б по сути меняет значение слова «обучение» на «обучение, которое есть пытка»:
так что первое утверждение А остается истинным, но только ценой того,
что оно превращается в тавтологию («Всякое обучение, которое есть пытка, есть пытка»).

Сложный вопрос: представление вопроса или проблемы таким образом,
что люди не могут ни согласиться, ни не согласиться с вами,
не обязав себя согласиться с каким-то другим утверждением,
которое вы собираетесь сделать.
Простой пример: «Вы по-прежнему такой же эгоист, каким были?»
Ответ «да» или «нет» обязывает вас согласиться с тем,
что когда-то вы были эгоистом.

Более тонкий пример: «Вы поступите так, как подсказывает вам ваша совесть,
а не ваш кошелек, и пожертвуете на благородное дело?».
Ответ «нет», независимо от реальных причин отказа в пожертвовании,
вызывает у людей чувство вины.
Ответ «да», независимо от реальных причин согласия на пожертвование,
делает их благородными.

Источник

elitarium.ru/logika-oshibki-argumentacija-primer-otvet-pravilo-myshlenie-zakony/

0

18

ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления

ТОПОЛОГИЯ (способы, уровни) мышления

Мне хочется ввести понятие уровней мышления (уровень сложности мышления).

Есть понятие - глубина личности.
И то и другое определяется достаточно быстро.
Как правило, и то, и другое взаимосвязано. Ни разу не встречал глубоких людей с низкой сложностью мышления. И ни разу не встречал поверхностных людей с высокой сложностью мышления.

Подробнее.

1. Есть точечное мышление - ориентированное на действие здесь и сейчас. Я называю ещё это - реагирование на уровне амёбы. Помните, в школе мы изучали инфузорию-туфельку? У неё было только два типа реакций: положительный хемотаксис (когда она чувствовала пищу, и стремилась туда), и - отрицательный хемотаксис, когда она стремилась покинуть зону с агрессивной для неё средой. Это мышление, ориентированное на решение задачи "здесь и сейчас", мышление, ориентированное на сию-секундные задачи. Когда он не принимает во внимание последствия своих действий. особенно -отдалённые. И уж, конечно, он не принимает во внимание пораллельные процессы и их последствия. "Хочу-беру". "Мешает-удалю", и так далее.

2. Есть линейное мышление - тоже близко к типу "стимул-реакция", но возможно выстраивание цепочек, прогнозирование, и т.д. Возможно выстраивание цепочек и создание событий по принципу "домино", когда одно событие вызывает последующие, и так далее. Здесь работают "реперные точки" - как "вехи" на линии событийной линии. полезно учитывать при реализации проектов или отслеживании процессов. Многие процессы полезно представлять в виде линии с реперными точками на ней. Здесь уже начинаются паттерны.

3. Есть "плоскостное" мышление - когда "линии" отслеживаются одновременно, их много, они могут сплетаться друг с другом. Они учитываются, прогнозируются и выстраиваются. Возможно "плетение" рисунка из событийных линий. Учитывается влияние "линий" (параллельных процесов) друг на друга. Здесь работают "точки кристаллизации" событий и процессов вокруг. В принципе, здесь уже начинается системный подход. И точно - это "место обитания" комплексных подходов. Паттерны здесь обретают сложность рисунка. Узнаваемость паттерна на этом уровне мышления возрастает.

4. Есть "многоуровневое" мышление, когда учитывается наличие разных логических и организационных уровней. Это - системный подход. Учёт влияния уровней - это зачастую, как бы (продолжая метафору) "вертикальная плоскость", поделённая на уровни влияния. Здесь "работает" "контролирующий фактор" и системообразующий фактор.

5. Есть "трёхмерное", "объёмное" мышление, где учитывается наличие разных "слоёв" в реальности, и наличие разных "плоскостей", смысловых "полей" (в т.ч., парадигм), и т.д. Это - тоже системный подход. Здесь работает "системообразующий фактор", но иногда он может не срабатывать - слишко возрастает сложность системы и взаимосыязей в ней. Трудно представить один центр в столь многосложной системе. Но здесь уже могут начинать работать принципы синергетики и самоорганизующихся систем. Принципы фрактальности и законы хаоса. (Хотя, это вопрос. Возможно - это только на последнем уровне - вопрос нуждается в дальнейшем исследовании и обсуждении)

6. А есть "голографическое" мышление, где все события взаимосвязаны, когда в одном событии - информация обо всех, и во всех событиях - информация о каждом. Это "голографическое" мышление отличается от "объёмного" - холистичностью, взаимовлиянием и взаимопроникновением. Этот тип мышления доступен немногим, и характерен для "энергетов", представителей восточных философских школ, людей, умудрённых опытом, для суперпрофессионалов в различных областях (у этих - в какой-то конкретной области), учёных-физиков, у талантливых писателей, художников, режиссёров и т.д.

7. Есть многомерное мышление, в котором возможно присутствие и действие различных парадигм.
Для меня это пока самая доступная вершина вэтой иерархии уровней мышления.

Уровень мышления обычно виден и чувствуется сразу же.
Глубина личности - тоже, и она определяется "содержанием" личности, её "наполнением", конкретными убеждениями и ценностями.

источник

vakurov.ru/forums/index.php?showtopic=373

0

19

308262,750 написал(а):

Основные логические ошибки кратко(№2)
Автор: Энтони Уэстон (Anthony Weston), профессор философии,

опоздал профессор то, да и сократил инфу до безобразия... не то что наши умники )))

а пронумеровала ты "логические ошибки" зря - америкос просто наш подробный анализ убого изложил,
никакая это не вторая часть
а то же самое, пережеванное и переваренное чужой слюной  :D

Подпись автора

アルビナ

"добро пожаловать или посторонним В"

0

20

308285,27 написал(а):

опоздал профессор то, да и сократил инфу до безобразия... не то что наши умники )))

а пронумеровала ты "логические ошибки" зря - америкос просто наш подробный анализ убого изложил,
никакая это не вторая часть
а то же самое, пережеванное и переваренное чужой слюной

Извини, мне все это без разницы.
Я не склонна обесценивать информацию  отношением к автору,
если информация достойна внимания)

0


Вы здесь » Лагуна - Форум для общения! » Мышление » Логика... Логика! Логика? Практикум .